Статья 9. Численность работников и акционеров народного предприятия
1. Среднесписочная численность работников народного предприятия не может составлять менее 51 человека. При снижении указанной численности народное предприятие обязано в течение одного года привести ее в соответствие с настоящим пунктом либо преобразоваться в коммерческую организацию иной формы.
При невыполнении этого требования в течение указанного срока народное предприятие подлежит ликвидации в судебном порядке по требованию органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц, или уполномоченного на то государственного органа, или органа местного самоуправления.
2. Число работников, которые не являются акционерами народного предприятия (далее - работники-неакционеры), за отчетный финансовый год не должно превышать 10 процентов численности работников народного предприятия.
В случае, если среднесписочная численность работников-неакционеров за третий полный отчетный финансовый год с года создания народного предприятия или за любой последующий финансовый год превысит 10 процентов среднесписочной численности работников народного предприятия, народное предприятие обязано в течение одного года привести среднесписочную численность работников-неакционеров в соответствие с настоящим пунктом либо преобразоваться в коммерческую организацию иной формы.
При невыполнении указанного требования в течение указанного срока народное предприятие подлежит ликвидации в судебном порядке по требованию органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц, или уполномоченного на то государственного органа, или органа местного самоуправления.
3. При расчете среднесписочной численности работников народного предприятия для целей настоящего Федерального закона не подлежат учету работники, с которыми заключены трудовые договоры (контракты) на время выполнения определенной работы, а также сезонные работники.
4. Число акционеров народного предприятия не должно превышать пять тысяч. При превышении указанного числа народное предприятие обязано в течение одного года привести его в соответствие с настоящим пунктом либо преобразоваться в коммерческую организацию иной формы.
При невыполнении указанного требования в течение указанного срока народное предприятие подлежит ликвидации в судебном порядке по требованию органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц, или уполномоченного на то государственного органа, или органа местного самоуправления.
Комментарий к статье 9
Одним из признаков народного предприятия является постепенно поддерживаемое определенное соотношение между количеством его работников - акционеров и работников - не акционеров. Регламентации этого соотношения и посвящены пункты 2 и 3 статьи 9 настоящего Закона.
Согласно ее пункту 2 число работников, которые не являются акционерами народного предприятия, за отчетный финансовый год не должно превышать 10 процентов общей численности его работников.
Такое ограничение введено для того, чтобы большое количество акций не было сосредоточено в руках узкой группы работников, которая могла бы в своих личных интересах крупных собственников определяющим образом влиять на принятие решений общим собранием акционеров, наблюдательным советом народного предприятия, его генеральным директором.
Если такого ограничения не будет, народное предприятие превратится в обыкновенное закрытое акционерное общество, власть в котором сосредоточена в руках узкой группы собственников, радеющих о своих собственных интересах, но не об интересах работников. Тогда как цель создания такой организационно-правовой формы, какой является народное предприятие, заключается в том, чтобы обеспечить одинаковые социально-экономические условия для подавляющего большинства его работников на основе реализации их прав в качестве акционеров, т.е. собственников. Именно поэтому число работников, не являющихся акционерами народного предприятия, должно быть строго ограниченным. В противном случае народное предприятие должно быть преобразовано в коммерческую организацию иной организационно-правовой формы или ликвидировано.
В пункте 1 статьи 9 приводится ограничение среднесписочной численности работников народного предприятия. Она не может составлять менее 51 человека. При снижении указанной численности народное предприятие обязано в течение одного года привести ее в соответствие с требованиями настоящего пункта либо преобразоваться в соответствии с решением общего собрания в коммерческую организацию иной формы, т.е. в такую организацию, главной целью деятельности которой является извлечение прибыли, например, в производственный кооператив, акционерное общество.
Согласно пункту 4 статьи 9 число акционеров народного предприятия не должно превышать пять тысяч. При превышении этого числа народное предприятие обязано в течение одного года привести в соответствие с требованием настоящего пункта численность акционеров либо преобразоваться в коммерческую организацию иной формы. В противном случае народное предприятие будет ликвидировано в принудительном порядке.
Как видим, верхний предел численности работников народного предприятия статьей 9 не ограничен, тогда как число акционеров не должно быть более пяти тысяч. В то же время, число акционеров находится в прямой зависимости от числа работников. Все, вновь поступившие на народное предприятие, работники, по истечении определенного уставом народного предприятия периода их работы (от 3 до 24 месяцев - пункты 2 и 3 статьи 5 "наделение акциями работников народного предприятия") начинают наделяться акциями.
Поэтому число работников-акционеров растет по мере увеличения общего количества работников, естественно, если такое увеличение численности занятых на народном предприятии имеет место. В этой связи будет не лишним заметить, что согласно пункту 2 статьи 5 дополнительные акции народного предприятия, а также акции, выкупленные им у его акционеров, распространяются между всеми имеющими на то право работниками пропорционально суммам их оплаты труда за отчетный финансовый год. Такое право не имеют только те работники-акционеры, которые уже владеют предельным для работников-акционеров количеством акций, определенным в соответствии с пунктом 1 статьи 6 Закона о народных предприятиях.
Исходя из изложенного, можно утверждать, что при определенных обстоятельствах, на крупных народных предприятиях, возникнут условия, когда возможности их экономического и социального развития, сопровождаемого увеличением численности занятых на них работников, будут исключены тем, что число акционеров должно быть ограничено пятью тысячами. Точно также коммерческая организация не может быть преобразована в народное предприятие, если количество занятых в ней работников, желающих стать акционерами народного предприятия, превышает пять тысяч без того, чтобы не уволить излишних работников-акционеров в течение года после создания народного предприятия.
Проблемы, которые возникнут в связи с применением пункта 4 статьи 9 этим не исчерпываются. В ряде коммерческих организаций, преобразуемых в народные предприятия, и на уже функционирующих народных предприятиях возникнет вопрос о необходимости сокращения численности работников ради того, чтобы сохранить уже действующее или создать вновь народное предприятие.
Указанные выше проблемы относятся к тем, которые становятся очевидными еще до практического применения положений пункта 4 рецензируемой статьи, просто при ознакомлении с ними. Очевидно, что в процессе практического применения этих положений, да и не только их, возникает масса проблем, которые необходимо будет решать.
Одна из таких существенных проблем может возникнуть для части работников и защищающих их права профсоюзных организаций, если будет принято решение о сокращении численности занятых для того, чтобы было возможно создать народное предприятие или сохранить уже действующее с учетом необходимости не превышать верхний предел численности акционеров.
В этом случае возникает коллизия. Или создать (сохранить) народное предприятие в интересах части работников в ущерб жизненно важным интересам сохранения рабочих мест другой части работников, или же не создавать народное предприятие, не сохранять его, преобразовав в коммерческую организацию иной формы.
Решение этой проблемы во многом будет зависеть от позиции профсоюзной организации: даст ли она согласие на сокращение численности занятых, штатов работников или не даст, поскольку увольнение в подобной ситуации возможно, в основном, лишь по таким основаниям. Задача профсоюзной организации, в общем плане, заключается в том, чтобы полностью использовать возможности трудового законодательства в целях защиты интересов работников, в отношении которых администрация приняла решение об их сокращении.
Что касается законодательства о труде РФ, то увольнение работников по собственной инициативе и по инициативе администрации регламентируется соответствующими положениями Кодекса законов о труде РФ (КЗоТ РФ). Согласно КЗоТ РФ предусмотренный им порядок увольнения распространяется на работников независимо от того, в чьей собственности - государственной, муниципальной, частной находится предприятие, и независимо от организационно-правовой формы этого предприятия, - унитарное предприятие, товарищество, акционерное общество и т.д.
Увольнение работников (расторжение трудового договора) по их инициативе регламентируется статьями 31 и 32 КЗоТ РФ. Что же касается увольнения работников по инициативе администрации, то согласно КЗоТ РФ можно выделить две основные (общие) причины такого увольнения.
Первая причина связана непосредственно с личностью работника, особенностью занимаемой им должности. Например, увольнение работника по инициативе администрации в связи с выявившимся несоответствием работника занимаемой должности или выполняемой работе, прогулом, восстановлением на работе лица, ранее выполнявшего эту работу, и т.д. (см. пункты 2 - 8 статьи 33 КЗоТ РФ).
Вторая причина увольнения работников по инициативе администрации возникает в ситуации, когда ликвидируется предприятие, учреждение, организация или происходит сокращение численности или штата работников. Согласно пункту 1 статьи 33 КЗоТ РФ трудовой договор (контракт), заключенный на неопределенный срок, а также срочный трудовой договор (контракт) до истечения срока его действия могут быть расторгнуты администрацией предприятия, учреждения, организации в случае их ликвидации, сокращения численности и штата работников.
В соответствии со статьей 35 КЗоТ РФ расторжение трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 1 статьи 33 настоящего Кодекса, - увольнение в случае сокращения численности или штата работников, - производится с предварительного согласия выборного профсоюзного органа. Согласия этого органа на расторжение трудового договора (контракта) не требуется в случаях:
увольнения с предприятия, из учреждения, организации, где отсутствует соответствующий выборный профсоюзный орган;
увольнения руководителя предприятия, учреждения, организации (их филиалов, представительств, отделений и других обособленных подразделений), его заместителей, руководящих работников, избираемых, утверждаемых или назначаемых на должность органами государственной власти и управления, а также общественными организациями и другими объединениями граждан.
Соответствующий профсоюзный орган сообщает администрации в письменной форме о принятом решении в десятидневный срок со дня получения письменного представления руководителя предприятия, учреждения, организации. Администрация вправе расторгнуть трудовой договор (контракт) с работником не позднее одного месяца со дня получения согласия соответствующего выборного профсоюзного органа.
Заметим, что в соответствии со статьей 35 выборный профсоюзный орган дает согласие на увольнение (отказывает в увольнении) не в отношении общего и обезличенного количества увольняемых работников, а поименно, в отношении каждого конкретного лица. Речь в этой статье идет о согласии (несогласии) выборного профсоюзного органа в расторжении индивидуального трудового договора (контракта), заключаемого персонально с каждым работником.
Согласно статье 40-2 КЗоТ РФ работники, высвобождаемые в связи с осуществлением мероприятий по сокращению численности или штате, должны быть предупреждены о предстоящем высвобождении персонально под расписку не менее чем за два месяца. Администрация предприятия, учреждения, организации своевременно, не позднее чем за три месяца, представляет соответствующему профсоюзному органу информацию о массовом высвобождении работников.
Одновременно с предупреждением об увольнении в связи с сокращением численности или штата администрация предлагает работнику другую работу на том же предприятии, в учреждении, организации. Администрация не позднее чем за два месяца обязана довести до сведения местного органа службы занятости данные о предстоящем высвобождении каждого конкретного работника с указанием его профессии, специальности, квалификации и размера оплаты труда.
При высвобождении работников в связи с сокращением численности или штата учитывается преимущественное право на оставление на работе, предусмотренное статьей 24 настоящего кодекса и коллективным договором. Согласно статье 34 при равной производительности труда и квалификации предпочтение в оставлении на работе отдается:
семейным - при наличии двух и более иждивенцев; лицам, в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком; работникам, имеющим длительный стаж работы на данном предприятии, в учреждении, организации; работникам, получившим по данному месту работы трудовое увечье или профессиональное заболевание;
работникам, повышающим свою квалификацию без отрыва от производства в высших и средних специальных учебных заведениях;
инвалидам войны и членам семей военнослужащих и партизан, погибших или пропавших без вести при защите СССР; изобретателям; женам (мужьям) военнослужащих; гражданам, уволенных с военной службы, - по работе, на которую они поступили впервые после увольнения с военной службы;
лицам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с лучевой нагрузкой, вызванные последствиями чернобыльской катастрофы, инвалидам, в отношении которых установлена причинная связь наступившей инвалидности с чернобыльской катастрофой, участникам ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в зоне отчуждения в 1986-1990 годах, а также лицам, эвакуированным из зоны отчуждения и переселенным из зоны отселения, другим, приравненным к ним лицам.
В соответствии со статьей 40-3 КЗоТ РФ для работников, высвобождаемых с предприятий, из учреждений и организаций, при расторжении трудового договора (контракта) в связи с осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата, предусмотрены определенные льготы и компенсации:
выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка;
сохраняется средняя заработная плата на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения с учетом выплаты выходного пособия;
сохраняется средняя заработная плата на период трудоустройства, в порядке исключения, и в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа по трудоустройству при условии, если работник заблаговременно (в двухнедельный срок после увольнения) обратился в этот орган и не был им трудоустроен.
Выплата месячного выходного пособия и сохраняемого среднего заработка производится по прежнему месту работы. Высвобождаемым работникам предоставляются также другие льготы и компенсации в соответствии с законодательством.
1. К исключительной компетенции общего собрания акционеров относятся следующие вопросы:
1) избрание генерального директора народного предприятия, досрочное прекращение его полномочий, а также установление ему размера заработной платы;
2) избрание председателя контрольной комиссии, досрочное прекращение его полномочий, а также установление ему размера заработной платы;
3) определение количественного состава наблюдательного совета, избрание его членов и досрочное прекращение их полномочий;
4) определение максимальной доли акций народного предприятия в общем количестве акций, которой могут в совокупности владеть физические лица, не являющиеся работниками народного предприятия, и/или юридические лица;
5) определение максимальной доли акций народного предприятия в общем количестве акций, которой может владеть один работник народного предприятия;
6) утверждение положения о контрольной комиссии;
7) установление размера вознаграждений и компенсаций членам наблюдательного совета;
8) установление размера вознаграждений и компенсаций членам контрольной комиссии, а также утверждение сметы на осуществление ее деятельности;
9) утверждение методики определения выкупной стоимости акций народного предприятия;
10) утверждение изменений устава народного предприятия, в том числе изменений размера уставного капитала народного предприятия, или утверждение устава народного предприятия в новой редакции;
11) утверждение годового бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и об убытках;
12) принятие решения о реорганизации народного предприятия;
13) утверждение приоритетных направлений деятельности народного предприятия;
14) утверждение отчета контрольной комиссии;
15) принятие решения о ликвидации народного предприятия, назначении ликвидационной комиссии и утверждение промежуточного и окончательного ликвидационных балансов.
Решения по подпунктам 1 - 6, 8, 10, 12 и 14 настоящего пункта принимаются по принципу "один акционер - один голос".
2. Вопросы, отнесенные к исключительной компетенции общего собрания акционеров, не могут быть переданы для решения другим органам управления народного предприятия, а полномочия общего собрания акционеров по иным вопросам могут быть переданы его решением, принятым не менее чем тремя четвертями голосов от общей численности акционеров, наблюдательному совету или контрольной комиссии на определенный срок, но не более чем на один год. Решения принимаются по принципу "один акционер - один голос".
3. Порядок принятия решения общим собранием акционеров утверждается общим собранием акционеров. Решение принимается по принципу "один акционер - один голос".
4. Принятые общим собранием акционеров решения, а также итоги голосования доводятся до сведения всех работников народного предприятия не позднее 15 дней с даты принятия этих решений.
5. Работники-неакционеры могут участвовать в работе общего собрания акционеров с правом совещательного голоса.
6. 2 процента акционеров или акционеры (акционер), которым в совокупности принадлежит не менее 2 процентов акций народного предприятия, не позднее 30 дней с даты окончания отчетного финансового года вправе предложить не более двух вопросов для внесения в повестку дня годового общего собрания акционеров, а в случае проведения выборов в наблюдательный совет и контрольную комиссию выдвинуть кандидатуры в количестве, не превышающем количественный состав каждого из этих органов, а также выдвинуть кандидатуры на должности генерального директора народного предприятия и председателя контрольной комиссии.
7. При внесении предложений о выдвижении кандидатур на должности генерального директора народного предприятия и председателя контрольной комиссии, в члены наблюдательного совета и в члены контрольной комиссии, в том числе в случае самовыдвижения, указываются имя кандидата, а в случае, если кандидат является акционером, количество принадлежащих ему акций народного предприятия, а также имена акционеров (акционера), выдвигающих указанные кандидатуры, и количество принадлежащих им акций народного предприятия.
8. Наблюдательный совет обязан рассмотреть поступившие предложения и принять решение о включении их в повестку дня общего собрания акционеров или об отказе в таком включении не позднее 15 дней после окончания срока, установленного пунктом 6 настоящей статьи.
Вопросы, внесенные акционерами (акционером), подлежат включению в повестку дня общего собрания акционеров, равно как выдвинутые кандидатуры подлежат включению в список кандидатур для голосования по выборам на должности генерального директора народного предприятия и председателя контрольной комиссии, в члены наблюдательного совета и в члены контрольной комиссии, за исключением случаев, когда:
акционерами (акционером) не соблюден срок, установленный пунктом 6 настоящей статьи;
акционеры (акционер) не являются владельцами предусмотренного пунктом 6 настоящей статьи количества голосов;
данные, представленные в соответствии с пунктом 7 настоящей статьи, являются неполными;
внесенные предложения не соответствуют настоящему Федеральному закону и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
9. Мотивированное решение наблюдательного совета об отказе во включении вопроса в повестку дня общего собрания акционеров или кандидатур в список кандидатур для голосования по выборам на должности генерального директора народного предприятия и председателя контрольной комиссии, в члены наблюдательного совета и в члены контрольной комиссии направляется акционерам (акционеру), внесшим вопрос или представившим предложения, не позднее трех дней с даты его принятия.
10. Решение наблюдательного совета об отказе во включении вопроса в повестку дня общего собрания акционеров или кандидатур в список кандидатур для голосования по выборам на должности генерального директора народного предприятия и председателя контрольной комиссии, в члены наблюдательного совета и в члены контрольной комиссии может быть обжаловано в контрольную комиссию, решение которой по данному вопросу является обязательным для исполнения наблюдательным советом.
11. В бюллетене для голосования на общем собрании акционеров помимо сведений, установленных пунктом 3 статьи 60 Федерального закона "Об акционерных обществах", должен быть указан принцип голосования по каждому вопросу - "одна акция - один голос" или "один акционер - один голос".
В случае проведения голосования по выборам на должности генерального директора народного предприятия и председателя контрольной комиссии, в члены наблюдательного совета и в члены контрольной комиссии бюллетень для голосования должен содержать краткие биографические данные кандидатов.
12. Период полномочий счетной комиссии общего собрания акционеров устанавливается решением данного общего собрания акционеров не менее чем тремя четвертями голосов присутствующих на общем собрании акционеров. Решение принимается по принципу "один акционер - один голос".
Комментарий к статье 10
I. Компетенция общего собрания акционеров народного предприятия
II. Порядок принятия общим собранием акционеров решений
III. Право акционеров народного предприятия обжаловать в суд решения,
принятые общим собранием акционеров
IV. О праве акционеров о внесении в повестку годового общего собрания
акционеров своих предложений
V. Право работников-неакционеров участвовать в работе общего собрания
акционеров народного предприятия
I. Компетенция общего собрания акционеров
народного предприятия
В пункте 1 статьи 10 приводятся вопросы, решение которых относится к исключительной компетенции общего собрания акционеров. Это такие вопросы, которые общее собрание акционеров не вправе передать на решение других органов управления народного предприятия. Решения по вопросам 1 - 6, 8, 10, 12 и 14 пункта 1 принимаются по принципу "один акционер - один голос". Возникает вопрос, по какому принципу принимаются общим собранием акционеров решения по вопросам 7, 9, 11, 13 и 15? Решения по этим вопросам принимаются по принципу "одна акция - один голос".
Таким образом, при решении некоторых вопросов все акционеры поставлены в равное положение, им предоставлены одинаковые права независимо от количества принадлежащих им акций, а при решении других вопросов - в неравное положение - в зависимости от величины их вклада в имущественное положение народного предприятия, - его активы. Заметим, что решения по принципу "один акционер - один голос" принимаются по тем вопросам, которые в равной степени затрагивают интересы всех акционеров - например, избрание генерального директора народного предприятия, председателя контрольной комиссии. А решения по принципу "одна акция - один голос" принимаются по вопросам, затрагивающим, в первую очередь, интересы собственников. Например, утверждение годового бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках; принятие решения о ликвидации народного предприятия.
Что касается содержащегося в пункте 1 перечня полномочий общего собрания акционеров народного предприятия, то нам он представляется неполным. Из этого перечня не следует, что собрание избирает членов ревизионной (контрольной) комиссии; утверждает аудитора; принимает решение о распределении прибыли и убытков по результатам финансового года; определяет порядок ведения общего собрания; образует его счетную комиссию; принимает решения по поводу совершения крупных сделок и сделок, в которых имеется заинтересованность; определяет форму сообщения акционерам материалов (информации) к повестке дня общего собрания акционеров; принимает решения об участии народного предприятия в финансово-промышленных группах, иных объединениях коммерческих организаций.
Мы обращаем внимание читателей на это обстоятельство потому, что согласно статье 48 "Компетенция общего собрания акционеров" Закона об акционерных обществах решение указанных выше вопросов, за исключением последнего в приведенном выше перечне вопросов, относится к исключительной компетенции общего собрания акционеров. Обойтись без решения этих вопросов нельзя, само собрание или органы управления народного предприятия неизбежно будут их решать.
Поэтому, по нашему мнению, целесообразно отнести решение указанных вопросов к компетенции общего собрания акционеров, отразив это в уставе народного предприятия. В дальнейшем собрание может принять решение о передаче определенных вопросов на решение наблюдательного совета или контрольной комиссии народного предприятия.
Как следует из текста пункта 2 статьи 10, если вопросы, отнесенные к исключительной компетенции собрания не могут быть переданы им на решение другим органам управления, то его полномочия по иным вопросам могут быть переданы его решением, принятым не менее чем тремя четвертями голосов от общей численности акционеров, наблюдательному совету или контрольной комиссии на определенный срок, но не более чем на один год.
Однако об иных полномочиях в статье 10 говорится очень мало: собрание утверждает порядок принятия им решений, определяет период полномочий счетной комиссии собрания. Что же тогда относится к иным полномочиям общего собрания акционеров народного предприятия? К ним относятся полномочия, предусмотренные другими статьями Закона о народных предприятиях.
Например, согласно пункту 4 статьи 5 этого Закона порядок определения сумм оплаты труда работников народного предприятия за отчетный финансовый год, а также порядок наделения акциями народного предприятия его работников утверждаются общим собранием акционеров. А согласно пункту 3 статьи 6 количество разрешенных к продаже акций народного предприятия одним работником-акционером устанавливается общим собранием акционеров, при этом оно не может превышать 20 процентов принадлежащих данному работнику-акционеру акций народного предприятия на дату окончания отчетного финансового года.
Кроме того, к иным полномочиям общего собрания акционеров относятся те, которые предусмотрены Законом об акционерных обществах, если они не противоречат положениям Закона о народных предприятиях. К ним и относятся полномочия, предусмотренные статьей 48 Закона об акционерных обществах, которые были приведены выше. Желательно, чтобы все полномочия общего собрания акционеров были отражены в его уставе с тем, чтобы на собрании не возникали у работников-акционеров вопросы, вправе ли собрание решить тот или иной вопрос.
К тому же, закрепление в уставе народного предприятия всех полномочий общего собрания значительно затруднит для наблюдательного совета, генерального директора подмену решений общего собрания решениями этих органов управления, как это нередко бывает в акционерных обществах.
II. Порядок принятия общим собранием акционеров решений
В соответствии с пунктом 3 статьи 10 порядок принятия решения общим собранием акционеров утверждается общим собранием акционеров. Решение принимается по принципу "один акционер - один голос". Здесь речь идет о том, что общее собрание акционеров утверждает внутренний документ народного предприятия, регламентирующий порядок принятия общим собранием акционеров его решений. Этот внутренний документ народного предприятия принимается собранием по принципу "один акционер - один голос".
Каких-либо требований к содержанию этого внутреннего документа в пункте 3 не приводится. Поэтому, казалось бы, общее собрание акционеров вправе свободно сделать свой выбор, определяя его содержание. Однако нельзя забывать о том, что согласно пункту 2 статьи 1 Закона о народных предприятиях к ним применяются правила Закона об акционерных обществах о закрытых акционерных обществах, если иное не предусмотрено Законом о народных предприятиях.
Отсюда следует, что, если "иное" Законом о народных предприятиях не предусмотрено, при разработке внутреннего документа, регламентирующего порядок принятия общим собранием акционеров народного предприятия решений, по нашему мнению, следует руководствоваться положениями статей 49 "Решение общего собрания акционеров" и 50 "Решение общего собрания акционеров, принимаемое путем проведения заочного голосования (опросным путем)" Закона об акционерных обществах.
Итак, что же особое предусмотрел Закон о народных предприятиях в порядке принятия решений общим собранием акционеров народного предприятия?
1. Перечень вопросов, отнесенных к исключительной компетенции собрания. Что же касается иных вопросов, отнесенных к компетенции собрания, то они содержатся в Законе о народных предприятиях и Законе об акционерных обществах, о чем сказано выше.
2. По ряду вопросов, отнесенных к исключительной компетенции общего собрания акционеров народного предприятия, решения собрания принимаются по принципу "один акционер - один голос". Решения по иным вопросам принимаются по принципу "одна акция - один голос". Полномочия общего собрания акционеров по иным вопросам могут быть переданы его решением, принятым не менее чем тремя четвертями голосов от общей численности акционеров, наблюдательному совету или контрольной комиссии на определенный срок, но не более, чем на один год. Такое решение принимается собранием по принципу "один акционер - один голос".
3. Внутренний документ народного предприятия, определяющий порядок принятия общим собранием акционеров решений, утверждается им по принципу "один акционер - один голос".
Все эти положения должны быть отражены в уставе народного предприятия и во внутреннем документе, определяющем порядок принятия его общим собранием акционеров решений. Кроме того, при разработке этих документов следует учесть те положения Закона об акционерных обществах, которые необходимы для более подробной регламентации порядка принятия общим собранием акционеров народного предприятия решений.
Во-первых, согласно пункту 1 статьи 49 Закона об акционерных обществах акционеры - владельцы обыкновенных акций народного предприятия обладают правом голоса на общем собрании акционеров по вопросам, поставленным на голосование, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Практически это означает, что не должно быть никаких ограничений для участия в работе собрания акционеров, никаких ущемлений их прав. Акционером является любой гражданин, являющийся владельцем хотя бы одной акции народного предприятия.
Во-вторых, целесообразно использовать формулу принятия общим собранием акционеров решений, примененную в пункте 2 статьи 49 Закона об акционерных обществах, скорректировав ее с учетом требований Закона о народных предприятиях, т.е. следует зафиксировать принципы принятия общим собранием решений.
В качестве общей нормы здесь является то, что решение общего собрания акционеров народного предприятия по вопросу, поставленному на голосование, принимается, становится окончательным, большинством голосов акционеров. При этом принимаются различные принципы голосования, о чем шла речь выше, - в зависимости от содержания вопроса: "один акционер - один голос" или "одна акция - один голос". Также в зависимости от содержания вопроса учитывается при подведении итогов голосования простое или квалифицированное большинство голосов.
В-третьих, согласно пункту 5 статьи 49 Закона об акционерных обществах порядок принятия общим собранием акционеров решения по порядку ведения общего собрания акционеров устанавливается уставом общества или внутренними документами общества, утвержденными решением общего собрания акционеров. Применительно к этим положениям в уставе народного предприятия следует определить порядок ведения общего собрания акционеров или же самому собранию утвердить особый внутренний документ (документы) по этому вопросу.
В-четвертых, согласно пункту 6 статьи 49 Закона об акционерных обществах общее собрание акционеров не вправе принимать решения по вопросам, не включенным в повестку дня собрания, а также изменять повестку дня. Это очень значимое положение, исключающее возможность рассмотрения собранием неподготовленных должным образом вопросов, принятие скоропалительных решений, могущих нанести ущерб интересам общества. Это правило также должно быть отражено в уставе народного предприятия, там, где говорится о порядке принятия общим собранием акционеров решений.
В-пятых, в статье 10 Закона о народных предприятиях ничего не говорится о порядке проведения голосования на общем собрании акционеров. В этой связи на народном предприятии следует использовать положения статей 59 - 62 Закона об акционерных обществах, регламентирующих порядок голосования на общих собраниях акционеров, в той их части, которая не противоречит Закону о народных предприятиях.
Так, согласно статье 59 Закона об акционерных обществах при выборах членов наблюдательного совета может применяться так называемое кумулятивное голосование. В чем заключаются особенности такого способа голосования на общем собрании акционеров?
Согласно пункту 4 статьи 66 Закона об акционерных обществах выборы членов наблюдательного совета общества с числом акционеров - владельцев обыкновенных акций более одной тысячи осуществляется (только) кумулятивным голосованием. В обществе с числом акционеров - владельцев обыкновенных акций общества менее одной тысячи уставом общества может быть предусмотрено кумулятивное голосование при выборах членов наблюдательного совета общества.
При проведении кумулятивного голосования на каждую голосующую акцию общества должно приходиться количество голосов, равное общему числу членов совета директоров (наблюдательного совета) общества. Акционер вправе отдать голоса по принадлежащим ему акциям полностью за одного кандидата или распределить их между несколькими кандидатами в члены наблюдательного совета общества. Избранными считаются кандидаты, набравшие наибольшее число голосов.
Таким образом, при кумулятивном голосовании каждый акционер располагает количеством голосов, которое предоставляют ему его акции, умноженным на число избираемых директоров, и вправе подать все эти голоса за одного кандидата или распределить голоса среди нескольких из них. При этом в голосовании "за" или "против" других кандидатов этот акционер тем самым не участвует.
Например, акционер владеет одной акцией, которая дает ему право на один голос, а в состав наблюдательного совета избираются 9 человек. В этом случае при кумулятивном голосовании акционер будет обладать уже 9 голосами. Он вправе принять любое решение: отдать все голоса за одного кандидата, распределить голоса так или иначе между всеми кандидатами или частью их, голосовать против всех и т.д.
Такая процедура голосования дает возможность при определенных обстоятельствах сравнительно малочисленной группе акционеров, аккумулировав свои голоса, провести в состав совета своих представителей или же воспрепятствовать избранию неугодных им лиц.
В-шестых, согласно статье 60 Закона об акционерных обществах голосование на общем собрании акционеров по вопросам повестки дня собрания осуществляется бюллетенями для голосования. Голосование на общем собрании акционеров общества с числом акционеров - владельцев голосующих акций общества более ста по вопросам повестки дня собрания осуществляется только бюллетенями для голосования.
Таким образом, голосование на общем собрании акционеров народного предприятия с числом акционеров более ста проводится только бюллетенями. Тогда как на народном предприятии с числом акционеров сто и менее может осуществляться, в зависимости от того, как это предусмотрено его уставом, при помощи бюллетеней или простым поднятием рук. В этой связи возникают вопросы: какой способ голосования целесообразно избрать акционерам и почему способ голосования следует закрепить именно в уставе народного предприятия? Ответим на эти вопросы в заданной последовательности.
Бюллетень для голосования на общем собрании акционеров содержит реквизиты, в том числе и фамилию акционера, определенные Законом об акционерных обществах (пункту 2 статьи 60).
Поэтому он легко может быть идентифицирован: акционер лично фиксирует и закрепляет своей подписью свое мнение по вопросу, включенному в бюллетень. Все бюллетени приобщаются к материалам данного собрания, хранящимся в архиве народного предприятия. Их можно в любой момент извлечь и проверить как именно голосовал каждый акционер, а также, что особенно важно, проверить, соответствуют ли общие итоги голосования, отраженные счетной комиссией в протоколе об итогах голосования на общем собрании акционеров, действительному мнению акционеров. Если же голосование проводится путем поднятия рук, то такой способ не обладает ни одним из тех качеств, о которых сказано выше, что делает его применение, по нашему мнению, нецелесообразным: документально сверить правильность учета мнений акционеров практически невозможно. Это создает благоприятные условия для фальсификации итогов голосования по различным причинам. Например, из-за отсутствия четкого и контролируемого механизма учета позиций акционеров, халатности членов счетных комиссий, их прямой недобросовестности при подсчете голосов, диктуемой личными интересами различных групп акционеров и т.п.
Что же касается вопроса о необходимости отражения в уставах народных предприятий с численностью акционеров сто и менее, способа голосования - при помощи бюллетеней или простым голосованием, то при его решении акционерам целесообразно учесть следующее.
1. Целесообразность использования при голосовании на общем собрании акционеров бюллетеней для работников-акционеров и самого народного предприятия очевидна. Однако акционер акционеру - рознь. В зависимости от их служебного положения и количества принадлежащих каждому из них акций народного предприятия их интересы очень часто расходятся.
В этих условиях, при открытом голосовании, многие работники-акционеры, зависимые во многом от администрации, не решатся противостоять ее мнению при решении того или иного вопроса. К тому же при открытом голосовании, тем более при весьма ограниченном количестве участников собрания (сто или менее) весьма велика вероятность выраженного в той или иной форме административного нажима, чему многие работники-акционеры противостоять не могут. Поэтому открытое голосование выгодно, в первую очередь, тем, кто обладает возможностью давления на участников собрания, но не уверен в успешном для себя исходе голосования с использованием бюллетеней.
2. В принципе нецелесообразно общему собранию акционеров каждый раз возвращаться к одному и тому же вопросу - какой способ голосования использовать. Да, это невозможно решить практически: первоначально надо принять решение - как голосовать в данном случае, по способу голосования, иначе такое решение будет противоречить закону. С технической точки зрения, решение необходимо принять с тем, чтобы оно действовало постоянно. Когда-нибудь, впоследствии, его, это решение, возможно будет, при необходимости, пересмотреть. Нельзя при этом забывать о том, что общее собрание акционеров народного предприятия вправе рассматривать и принимать решения только по вопросам, заранее включенным в повестку дня наблюдательным советом. Поэтому самостоятельный вопрос о том, как голосовать на данном собрании, должен быть включен таким образом в его повестку дня.
В-седьмых, в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 60 Закона об акционерных обществах форма и текст бюллетеней для голосования утверждаются наблюдательным советом народного предприятия. Бюллетень для голосования выдается акционеру (его представителю), зарегистрировавшемуся для участия в общем собрании акционеров. Бюллетень для голосования должен содержать:
- полное фирменное наименование народного предприятия;
- дату и время проведения общего собрания акционеров;
- формулировку каждого вопроса, поставленного на голосование, и очередность его рассмотрения;
- варианты голосования по каждому вопросу, поставленному на голосование, выраженные формулировками "за", "против", "воздержался"; *(21)
- указание о том, что бюллетень должен быть подписан акционером (его представителем).
Согласно пункту 11 статьи 10 Закона о народных предприятиях в бюллетене для голосования помимо сведений, установленных пунктом 3 статьи 60 Закона об акционерных обществах должен быть указан принцип голосования по каждому вопросу - "одна акция - один голос" или "один акционер - один голос". В случае проведения голосования по выборам генерального директора народного предприятия и председателя ревизионной (контрольной) комиссии, в члены наблюдательного совета и в члены контрольной комиссии бюллетень для голосования должен содержать краткие биографические данные кандидатов.
Со своей стороны заметим, что в бюллетене для голосования не содержатся сведения о количестве акций, которыми владеет каждый акционер, без чего подсчет голосов при голосовании по принципу "одна акция - один голос" крайне затруднен. Собрав бюллетени после голосования, счетная комиссия должна идентифицировать по подписи голосующего каждый бюллетень, и только затем на основании соответствующих документов подвести окончательные итоги голосования по всем вопросам, содержащимся в бюллетенях. Работу счетной комиссии можно облегчить, сделать ее не такой трудоемкой, если предварительно указать, внеся в бюллетень соответствующую графу, количество акций, принадлежащих каждому акционеру, выдавая бюллетени акционерам строго поименно.
Статья 61 Закона об акционерных обществах регламентирует порядок подсчета голосов при голосовании, осуществляемом при помощи бюллетеней для голосования: засчитываются, учитываются голоса по тем вопросам, по которым акционером (его представителем) оставлен только один из возможных вариантов голосования. Если же бюллетень заполнен с нарушением этого требования, он признается недействительным, и голоса по содержащимся в нем вопросам не учитываются. Если же бюллетень для голосования содержит несколько вопросов, поставленных на голосование, несоблюдение указанного выше требования в отношении одного или нескольких вопросов не влечет за собой признания бюллетеня недействительным в целом.
Согласно статье 62 Закона об акционерных обществах по итогам голосования счетная комиссия составляет протокол, подписываемый членами счетной комиссии или лицом, выполняющим ее функции. После составления протокола об итогах голосования бюллетени для голосования опечатываются счетной комиссией и сдаются в архив общества на хранение. Протокол об итогах голосования подлежит приобщению к протоколу общего собрания акционеров.
Согласно пункту 4 статьи 10 Закона о народных предприятиях принятые общим собранием акционеров решения, а также итоги голосования доводятся до сведения всех работников народного предприятия не позднее 15 дней с даты принятия этих решений. Как видим, здесь не говорится о том, как эти решения и итоги голосования доводятся до акционеров, а это необходимо сделать по формальным основаниям.
К тому же не все акционеры являются работниками народного предприятия. Его акции (менее 25 процентов уставного капитала народного предприятия) могут принадлежать физическим лицам, не являющимся его работниками, а также юридическим лицам. Поэтому в данном случае следует руководствоваться положениями пункта 4 статьи 62 Закона об акционерных обществах. Согласно ему итоги голосования (а значит и принятые решения) оглашаются на общем собрании акционеров, в ходе которого проводилось голосование, или доводятся до сведения акционеров после закрытия собрания путем опубликования отчета об итогах голосования или направления его акционерам.
В-восьмых, в Законе о народных предприятиях ничего не говорится о порядке формирования счетной комиссии общего собрания акционеров, ее функциях. Поэтому в данном вопросе народному предприятию следует руководствоваться положениями Закона об акционерных обществах.
Согласно статье 56 этого Закона в обществах с числом акционеров более ста создается счетная комиссия. В обществах с численностью акционеров сто и менее, ее функции исполняет одно лицо. Количественный и персональный состав счетной комиссии утверждается собранием по представлению наблюдательного совета. Также утверждается лицо, исполняющее функции счетной комиссии.
В обществе с числом акционеров - владельцев голосующих акций общества более пятисот выполнение функций счетной комиссии может быть возложено на специализированного регистратора общества (организацию, ведущую реестр акционеров общества). В составе счетной комиссии не может быть меньше трех человек. В состав счетной комиссии не должны входить члены наблюдательного совета, члены ревизионной комиссии (ревизор) общества, а равно представители управляющей организации или управляющий, а также лица, выдвигаемые согласно повестке дня собрания на эти должности.
Счетная комиссия ведет учет акционеров (их представителей), зарегистрированных для участия в собрании, определяет кворум, разъясняет вопросы, возникающие в связи с реализацией акционерами (их представителями) права голоса на собрании, разъясняет порядок голосования по вопросам, выносимым на голосование, обеспечивает установленный порядок голосования и права акционеров на участие в голосовании, подсчитывает голоса и подводит итоги голосования, составляет протокол об итогах голосования, передает в архив бюллетени для голосования.
Как видим, роль счетной комиссии общего собрания акционеров не сводится только к подсчету голосов. Функции ее многообразны и ответственны. Счетная комиссия является рабочим органом собрания, принимающая окончательные решения по вопросам, отнесенным к его компетенции. Само собрание, также как и лица, ведущие его, обязаны исполнять, принимать к сведению решения комиссии.
Согласно пункту 12 статьи 10 Закона о народных предприятиях период полномочий счетной комиссии общего собрания акционеров устанавливается решением данного общего собрания акционеров не менее чем тремя четвертями голосов присутствующих на общем собрании акционеров. Решение принимается по принципу "один акционер - один голос". Эту фразу можно понять таким образом, что каждое общее собрание акционеров избирает состав счетной комиссии, устанавливая при этом срок, в течение которого комиссия обязана завершить свою работу.
В-девятых, решение общего собрания акционеров может быть принято и без совместного присутствия акционеров для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование (статья 50 Закона об акционерных обществах). Такое голосование называется заочным. Заочное голосование может проводиться по вопросам, отнесенным к компетенции собрания, за исключением тех, которые рассматриваются собранием в соответствии с пунктом 1 статьи 47 этого Закона, т.е. заочно нельзя проводить годовое собрание акционеров.
Решение общего собрания, принятое заочным голосованием, т.е. опросным путем, считается действительным, если в голосовании участвовали акционеры, владеющие в совокупности не менее чем половиной голосующих акций общества. В этой связи заметим, что для собраний, проводимых с участием, совместным присутствием акционеров, установлен иной порядок определения кворума - числа присутствующих акционеров, при котором собрание считается правомочным. На таких собраниях требуется присутствие акционеров (их представителей), обладающих в совокупности более чем половиной голосов размещенных голосующих акций общества.
Заочное голосование проводится с использованием бюллетеней для голосования, отвечающих требованиям статьи 60 этого Закона. При этом, дата предоставления акционерам бюллетеней для голосования должна быть установлена не позднее чем за 30 дней до дня окончания приема обществом от них заполненных бюллетеней. Таким образом, акционер должен получить бюллетень не позднее чем за 30 дней до окончания приема обществом его заполненного бюллетеня.
Согласно упомянутой статье 50 требования к порядку проведения общего собрания акционеров путем проведения заочного голосования (опросным путем) могут быть установлены правовыми актами Российской Федерации. Таким правовым актом является постановление Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 20 апреля 1998 г. N 8 "Об утверждении Положения о проведении общего собрания акционеров путем проведения заочного голосования и внесении дополнений в Положение о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг, утвержденное постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 2 октября 1997 г. N 27".
Настоящее Положение о порядке проведения общего собрания акционеров путем проведения заочного голосования (далее - Положение) устанавливает в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" требования к проведению общего собрания акционеров путем проведения заочного голосования.
1. В соответствии со статьей 50 Федерального закона "Об акционерных обществах" общее собрание акционеров может быть проведено путем проведения заочного голосования (опросным путем).
Общее собрание акционеров считается проводимым путем проведения заочного голосования (опросным путем), если голосование акционеров по вопросам повестки дня общего собрания осуществляется без предоставления им возможности совместного присутствия для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.
2. На общем собрании акционеров, которое проводится путем проведения заочного голосования, не могут приниматься решения по вопросам:
- об избрании совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества (далее - общества);
- об избрании ревизионной комиссии (ревизора) общества;
- об утверждении аудитора общества;
- об утверждении годового отчета, бухгалтерского баланса, счета прибылей и убытков общества, а также
- о распределении прибылей и убытков общества.
Не может быть проведено путем проведения заочного голосования (опросным путем) новое общее собрание акционеров взамен несостоявшегося общего собрания акционеров, которое должно было бы проведено путем совместного присутствия.
3. Голосование по вопросам повестки дня общего собрания акционеров, которое проводится путем проведения заочного голосования (далее - общее собрание акционеров), осуществляется бюллетенями для голосования в соответствии с настоящим Положением.
4. Список акционеров, имеющих право на участие в общем собрании акционеров (далее - список), составляется на дату, устанавливаемую советом директоров (наблюдательным советом) общества.
Дата составления списка не может быть одновременно:
- ранее даты принятия решения о проведении общего собрания акционеров;
- ранее 60 дней до даты окончания срока приема бюллетеней для голосования;
- позднее 45 дней до даты окончания срока приема бюллетеней для голосования.
5. Список должен содержать данные, установленные Положением о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг, утвержденным постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 2 октября 1997 года N 27.
6. Если иное не предусмотрено уставом общества или решением общего собрания акционеров, сообщение о проведении общего собрания акционеров рассылается заказными письмами.
Сообщение о проведении общего собрания акционеров рассылается лицам, включенным в список, или, по письменным заявлениям указанных лиц, зарегистрированным в реестре акционеров общества номинальным держателям их акций.
Общество вправе дополнительно информировать о проведении общего собрания акционеров через средства массовой информации (телевидение, радио).
7. Срок сообщения о проведении общего собрания акционеров устанавливается уставом общества. Для общества с числом акционеров более 1000 такой срок не может быть менее чем 30 дней до даты окончания срока приема бюллетеней для голосования.
8. Сообщение о проведении общего собрания акционеров должно содержать:
- полное фирменное наименование и место нахождения общества;
- указание на то, что общее собрание акционеров проводится путем проведения заочного голосования;
- дату окончания срока приема бюллетеней для голосования;
- дату составления списка;
- вопросы, включенные в повестку дня общего собрания акционеров.
Сообщение о проведении общего собрания акционеров, повестка дня которого включает вопросы, голосование по которым может в соответствии с Федеральным законом "Об акционерных обществах" повлечь возникновение у акционеров права требовать выкупа обществом акций, должно также содержать:
- указание о том, что в случае, если лицо, включенное в список, проголосует против принятия решения по таким вопросам или не примет участия в общем собрании акционеров, оно приобретает право требовать выкупа принадлежащих ему акций;
- цену выкупа акций;
- порядок осуществления выкупа акций.
9. Дата направления акционерам бюллетеней для голосования должна быть не позднее 30 дней до даты окончания срока приема обществом бюллетеней.
Бюллетени для голосования рассылаются заказными письмами.
10. Бюллетени для голосования рассылаются лицам, включенным в список, или, по письменным заявлениям указанных лиц, зарегистрированным в реестре акционеров общества номинальным держателям их акций.
Каждому лицу, включенному в список, предоставляется один экземпляр бюллетеня для голосования по всем вопросам или по одному экземпляру двух и более бюллетеней для голосования по разным вопросам.
Всем акционерам - владельцам одной акции (акций) на праве общей долевой собственности, включенным в список, предоставляется один экземпляр бюллетеня для голосования по всем вопросам или по одному экземпляру двух и более бюллетеней для голосования по разным вопросам.
11. Акционерам - владельцам привилегированных акций общества, предоставляющих право на участие в голосовании только по отдельным вопросам повестки дня, а также иным включенным в список лицам, действующим в интересах акционеров - владельцев таких акций, предоставляются бюллетени, содержащие варианты голосования только по этим вопросам.
12. Форма и текст бюллетеня для голосования утверждаются советом директоров (наблюдательным советом) общества.
Бюллетень для голосования должен содержать:
- полное фирменное наименование общества;
- дату окончания срока приема бюллетеней для голосования;
- формулировку каждого вопроса, поставленного на голосование;
- варианты голосования по каждому вопросу, поставленному на голосование, выраженные формулировками "за", "против" или "воздержался";
- указание о том, что бюллетень для голосования должен быть подписан лицом, включенным в список, или его представителем.
При определении итогов голосования засчитываются голоса по тем вопросам, по которым в бюллетене для голосования голосующим оставлен только один из возможных вариантов голосования. Бюллетени для голосования, заполненные с нарушением вышеуказанного требования, признаются недействительными, и голоса по содержащимся в них вопросам не подсчитываются.
В случае, если бюллетень для голосования содержит несколько вопросов, поставленных на голосование, несоблюдение вышеуказанного требования в отношении одного или нескольких вопросов не влечет за собой признания бюллетеня для голосования недействительным в целом.
13. Вместе с бюллетенями для голосования лицам, включенным в список, должны рассылаться проекты изменений и дополнений, вносимых в устав общества, или проекты устава общества в новой редакции, если в повестку дня общего собрания акционеров включен вопрос о внесении таких изменений, дополнений или утверждении устава в новой редакции, а также иные материалы по повестке дня общего собрания акционеров.
14. Бюллетени, подписанные представителями лиц, включенных в список, действующими на основании доверенностей, должны сопровождаться доверенностями или их копиями. В случае, если доверенность выдана в порядке передоверия, помимо нее или ее копии представляется также доверенность, на основании которой она выдана, или ее копия.
Доверенности должны содержать сведения о представляемом и представителе (имя или наименование, место жительства или место нахождения, паспортные данные).
Доверенности должны быть оформлены в соответствии с требованиями пунктов 4 и 5 статьи 185 Гражданского кодекса Российской Федерации или удостоверены нотариально, а их копии удостоверены нотариально.
В случае несоблюдения требований, установленных в настоящем пункте, бюллетени для голосования, подписанные представителями, действующими на основании доверенностей, не учитываются.
15. Если иное не установлено уставом общества, в случае получения обществом двух или более бюллетеней для голосования по одному вопросу от одного лица, включенного в список, действительным признается только соответствующий требованиям настоящего Положения, нормативных правовых актов Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг и устава общества бюллетень для голосования, полученный первым.
16. Наличие кворума определяется для каждого вопроса повестки дня с разным составом голосующих.
Решение общего собрания акционеров по каждому вопросу его повестки дня, принятое путем заочного голосования, считается действительным, если в голосовании по этому вопросу участвовали акционеры - владельцы (и иные включенные в список лица в интересах акционеров - владельцев) в совокупности не менее половины голосующих акций общества.
III. Право акционеров народного предприятия обжаловать
в суд решения, принятые общим собранием акционеров
В соответствии с пунктом 8 статьи 49 Закона об акционерных обществах акционер вправе обжаловать в суд решение, принятое общим собранием акционеров с нарушением требований Закона, иных правовых актов Российской Федерации, устава общества, но только в случае, если он не принимал участия в собрании или голосовал против принятия такого решения и указанным решением нарушены его права и законные интересы. Суд вправе с учетом всех обстоятельств дела оставить в силе обжалуемое решение, если голосование данного акционера не могло повлиять на результаты голосования, допущенные нарушения не являются существенными и решение не повлекло причинения убытков данному акционеру.
Судебная практика свидетельствует о том, что акционеры часто обращаются в суды с исками об отмене принятых общим собранием акционеров решений, как ущемляющих их интересы и законные права. В этой связи, обобщив сложившуюся судебную практику, Верховный и Высший Арбитражный Суды совместным Постановлением от 2 апреля 1997 г. N 4/8 дали следующее разъяснение.
При рассмотрении исков о признании решения общего собрания акционеров недействительным следует учитывать, что к нарушениям Закона об акционерных обществах, которые могут служить основаниями для удовлетворения иска акционера о признании решения общего собрания акционеров недействительным, относятся, в частности: несвоевременное извещение (неизвещение) акционера о дате проведения общего собрания акционеров (пункт 2 статьи 52 Закона); непредоставление возможности ознакомиться с необходимой информацией (материалами по вопросам, включенным в повестку дня собрания (пункт 3 статьи 52 Закона), несвоевременное предоставление бюллетеней для голосования при заочном его проведении (пункт 3 статьи 50 Закона) и др.
Вместе с тем при разрешении таких споров суд вправе с учетом всех обстоятельств дела оставить в силе обжалуемое решение, если голосование данного акционера не могло повлиять на результаты голосования, допущенные нарушения не являются существенными и решение не повлекло причинение убытков данному акционеру (пункт 8 статьи 49 Закона).
Если обжалование решения общего собрания акционеров мотивировано нарушениями организационного или процедурного характера, при решении вопроса о признании его недействительным или об оставлении в силе необходимо иметь в виду, что порядок принятия решений общего собрания акционеров определяется статьей 49 Закона и уставом общества. Если устав не приведен в соответствие с Законом, то на основании пункта 3 статьи 94 он применяется в части, не противоречащей Закону.
Казалось бы, что повторяя положения Закона, разъяснение Судов не внесло каких-либо уточнений, касающихся применения положений пункта 8 статьи 49 Закона. Однако такое мнение было бы ошибочным. Данное разъяснение сыграло значительную положительную роль, подтвердив, что при применении пункта 8 статьи 49 необходимо учитывать все положения Закона, его определенных статей, регламентирующих организацию и процедуру подготовки и проведения общего собрания акционеров. Это означает, что любое организационное или процедурное нарушение правил подготовки и проведения собрания может служить основанием для возбуждения иска о признании решения собрания недействительным. Дело же суда - принять свое решение.
IV. О праве акционеров о внесении в повестку
годового общего собрания акционеров своих предложений
Согласно статье 47 "Общее собрание акционеров" Закона об акционерных обществах высшим органом управления общества является общее собрание акционеров. Общество обязано ежегодно проводить годовое общее собрание акционеров. Оно проводится в сроки, устанавливаемые уставом общества, но не ранее чем через два месяца и не более чем через шесть месяцев после окончания финансового года общества.
На годовом общем собрании акционеров решается вопрос об избрании наблюдательного совета общества, ревизионной комиссии (ревизора) общества, утверждении аудитора общества, рассматриваются предоставляемые наблюдательным советом общества годовой отчет общества и иные документы в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 48 указанного Закона: утверждение годовых отчетов, бухгалтерских балансов, счета прибылей и убытков, распределение прибылей и убытков.
Проводимые помимо годового общего собрания акционеров являются внеочередными. Даты и порядок проведения общего собрания акционеров, порядок сообщения акционерам о его проведении, перечень предоставляемых акционерам материалов (информации) при подготовке к проведению общего собрания акционеров устанавливаются наблюдательным советом общества в соответствии с требованиями указанного Закона.
Годовое общее собрание акционеров созывает исключительно наблюдательный совет. Он же формирует повестку дня. В свою очередь положения статьи 10 Закона о народных предприятиях предоставляют их акционерам ограниченное право участвовать в формировании повестки дня годового общего собрания акционеров.
Согласно пункту 6 статьи 10 2 процента акционеров или акционеры (акционер), которым в совокупности принадлежит не менее 2 процентов акций народного предприятия, не позднее 30 дней с даты окончания отчетного финансового года (31 декабря) вправе предложить не более двух вопросов для внесения в повестку дня годового общего собрания, а в случае проведения выборов в наблюдательный совет и контрольную комиссию выдвинуть кандидатуры в количестве, не превышающем количественный состав каждого из этих органов. А также выдвинуть кандидатуры на должности генерального директора народного предприятия и председателя контрольной комиссии.
Таким образом, эти предложения в повестку дня годового общего собрания акционеров вправе вносить по своему усмотрению 2 (и более) процентов акционеров независимо от количества принадлежащих им акций народного предприятия. Этим же правом пользуются акционеры (акционер), владеющие двумя и более процентами акций народного предприятия.
Согласно пункту 7 статьи 10 при внесении предложений по указанным выше кандидатурам, в том числе в случае самовыдвижения, указывается имя кандидата, количество принадлежащих ему акций народного предприятия, если он является его акционером, а также имена акционеров (акционера), выдвигающих кандидатуры, и количество принадлежащих им (ему) акций народного предприятия.
В пунктах 8 - 10 статьи 10 излагается порядок рассмотрения наблюдательным советом народного предприятия указанных выше предложений акционеров. Наблюдательный совет обязан рассмотреть поступившие ему предложения и принять решение о включении их в повестку дня годового общего собрания акционеров или об отказе в таком включении не позднее 15 дней после окончания срока, в течение которого предложения могут быть сделаны акционерами - не позднее 30 дней с даты окончания отчетного финансового года.
Однако наблюдательный совет не только вправе, но обязан отказать акционерам в принятии их предложений в случаях, когда:
1. Акционерами (акционером) не соблюден срок, установленный для внесения предложений - 30 дней;
2. Акционеры (акционер) не являются владельцами предусмотренного пунктом 6 настоящей статьи количества голосов.
Примечание авторов. Согласно указанному выше пункту 6 статьи 10 право вносить предложения в повестку дня собрания и выдвигать кандидатуры имеют 2 процента акционеров или акционеры (акционер), которым в совокупности принадлежит не менее 2 процентов акций народного предприятия. Здесь ничего не говорится о том, каким количеством голосов они должны обладать, а количество этих голосов может быть различным. 2 процента акционеров обладают 2 процентами голосов при голосовании по принципу "один акционер - один голос".
Тогда как акционеры, владеющие 2 процентами акций народного предприятия, обладают количеством голосов равным численности этих акционеров. Если 2 процентами акций владеют 3 акционера, то они обладают всего 3 голосами при голосовании по принципу "один акционер - один голос". Заметим, кстати, именно по этому принципу осуществляется голосование на общем собрании акционеров при избрании генерального директора, председателя ревизионной (контрольной) комиссии, членов наблюдательного совета.
В связи с изложенным текст условия, исключающего возможность принятия предложений акционеров (акционера), если они не являются владельцами предусмотренного пунктом 6 количества голосов, не корректен. Не корректен по той причине, что это количество голосов не обозначено. А раз так, открывается возможность различного толкования этого текста членами наблюдательного совета и акционерами, заинтересованными в том, чтобы наблюдательный совет принял их предложения, возникновения на этой почве конфликтов, судебных разбирательств.
По нашему мнению, этого рода недоразумений можно избежать, если наблюдательный совет народного предприятия при рассмотрении предложений акционеров по внесению их вопросов в повестку дня собрания, а также по кандидатурам в его органы управления, будет руководствоваться положениями пункта 6, т.е. вносить эти предложения в наблюдательный совет вправе:
- 2 процента акционеров народного предприятия;
- акционеры (акционер), которым в совокупности принадлежит не менее 2 процентов акций народного предприятия;
3. Данные, представленные в соответствии с пунктом 7 статьи 10 являются неполными;
4. Внесенные акционерами предложения не соответствуют Закону о народных предприятиях и иным правовым актам Российской Федерации.
Согласно пункту 9 статьи 10 в случае отказа акционерам (акционеру) во включении вопроса в повестку дня собрания или кандидатур в список кандидатур для голосования, мотивированное решение наблюдательного совета направляется их авторам предложения, не позднее трех дней с даты принятия этого решения.
Согласно пункту 10 решение об отказе наблюдательного совета во включение вопроса в повестку дня общего собрания акционеров, а также кандидатур в список для голосования может быть обжаловано в ревизионную (контрольную) комиссию народного предприятия, решение которой по данному вопросу является обязательным для исполнения наблюдательным советом.
V. Право работников-неакционеров участвовать в работе
общего собрания акционеров народного предприятия
Согласно пункту 5 статьи 10 работники - не акционеры могут участвовать в работе общего собрания акционеров народного предприятия с правом совещательного голоса. Как известно, Закон о народных предприятиях ограничивает численность работников - не акционеров. Согласно пункту 2 его статьи 9 работников, которые не являются акционерами народного предприятия, за отчетный финансовый год не должно превышать 10 процентов численности работников народного предприятия.
Работники - не акционеры это такие работники, которые впервые поступили на работу в народное предприятие или те же работники коммерческой организации, которые не подписали договор о создании народного предприятия, не став в силу этого его акционерами. Все эти работники - не акционеры остаются таковыми до тех пор, пока они не будут наделены акциями народного предприятия в порядке, предусмотренном статьей 5 или же самостоятельно не приобретут эти акции у народного предприятия или его акционеров в соответствии со статьями 6 и 8 Закона о народных предприятиях.
Именно этим работникам, потенциальным акционерам народного предприятия предоставлено право участвовать в работе общего собрания акционеров с правом совещательного голоса, что может явиться для них хорошей школой участия в работе собрания уже с правом решающего голоса. Однако дело не только в этом.
Текст пункта 5 статьи 10, разрешающий работникам участвовать в работе собрания с правом совещательного голоса, весьма лаконичен и изложен в самой общей форме. Поэтому работники - не акционеры могут участвовать в работе собрания, а могут и не участвовать. Могут участвовать по одиночке и высказывать свое личное мнение, но могут выражать консолидированное мнение части или даже всех работников - не акционеров.
Отсюда следует, что может возникнуть замкнутая организация, выражающая какое-то особое мнение 10 процентов работников, отличное от остальной части - 90 процентов работников, являющихся акционерами народного предприятия. Поэтому гипотетически существует потенциальная угроза раскола пока еще единого трудового коллектива народного предприятия на две группы, которые в области трудовых отношений всех работников, и акционеров и не акционеров с администрацией народного предприятия будут различаться по интересам, противостоять друг другу.
Создание такой ситуации тем более вероятно, что подавляющее большинство работников - не акционеров составляют те из них, которые будучи работниками коммерческой организации, отказались подписать договор о ее преобразовании в народное предприятие, стать его акционерами. Не исключена также возможность того, что администрация народного предприятия в лице его генерального директора попытается установить с работниками-неакционерами какие-то особые отношения, минуя не только профсоюзную организацию, но и общее собрание трудового коллектива, в противовес им, в целях ослабления их роли в целом при решении социально-экономических вопросов.
Может быть, рассуждая таким образом, мы, не имея в настоящее время достаточных оснований для этого, излишне драматизируем возможные последствия предоставления работникам - не акционерам права участвовать в работе общего собрания акционеров народного предприятия, тем более с правом только совещательного голоса. Возможно даже, что делая подобные предположения, мы ошибаемся.
Тем не менее, узаконенная возможность обращения лишь части, причем незначительной, работников непосредственно к участникам общего собрания акционеров является своего рода привилегией.
Профсоюзная организация формально, по Закону, таким правом не обладает. Отсюда следует, что профсоюзной организации целесообразно использовать эту привилегию - право работников - не акционеров обращаться непосредственно к общему собранию акционеров в интересах всех работников народного предприятия, как не акционеров, так и акционеров.
При этом профсоюзная организация, ее профком, неизбежно будет исходить из того, что для большинства работников-акционеров, особенно в первые годы существования народного предприятия, их интересы как работников, получающих заработную плату, иные материальные блага по результатам труда, будут превалировать над их интересами как акционеров. Это объясняется тем, что большинство рядовых работников-акционеров в обозримом будущем будет обладать весьма незначительным количеством акций, которое не может быть сколько-нибудь существенным источником доходов в виде дивидендов.
То есть, работников - не акционеров и работников-акционеров объединяют общие интересы в их взаимоотношениях по трудовым вопросам с администрацией народного предприятия. Поэтому первым шагом во взаимоотношениях с работниками - не акционерами со стороны профсоюзной организации должно стать разъяснение им факта общности интересов всех работников народного предприятия.
Работники - не акционеры в результате такой разъяснительной работы, организуемой профсоюзным комитетом, должны проникнуться пониманием того, что и в условиях народного предприятия единственным их представителем и защитником интересов в области трудовых прав перед администрацией предприятия остается профсоюзная организация. Они должны также в силу этого проникнуться убеждением в необходимости в собственных интересах всячески помогать профсоюзной организации в защите прав и интересов всех работников народного предприятия независимо от того, являются или не являются работники акционерами.
Следующим шагом профкома должно стать приобщение наиболее активных и сознательных работников - не акционеров членов профсоюза к работе профсоюзной организации. Это, в частности, можно сделать, рекомендовав трудовым коллективам подразделений избрать их в качестве профсоюзных организаторов, членов цеховых комитетов.
Одновременно среди них следует провести разъяснительную работу, может быть даже организовать специальное обучение с тем, чтобы они могли вполне квалифицированно выступать на общем собрании акционеров, отстаивая интересы всех работников и своей профсоюзной организации.
Только выраженные убедительно и со знанием дела пожелания, может быть даже требования, работников - не акционеров смогут убедить акционеров - работников народного предприятия, а они обладают подавляющим большинством голосов, принять решения, соответствующие пожеланиям работников - не акционеров.
Также желательно, чтобы выступления работников - не акционеров на общем собрании акционеров были согласованы с позицией представителя профсоюзной организации в наблюдательном совете народного предприятия. Их выступления, одних на собрании, другого в наблюдательном совете должны быть скоординированы профсоюзным комитетом.