II
От штирнеровского индивида до прудоновского производителя
Анархистские идеи возникают в 40-х годах XIX века как реакция на недавно распространившиеся социалистические и коммунистические взгляды. Отметим следующий парадокс: эти последние родились как противоположность «буржуазному» индивидуализму и стремились к благополучию «большинства». В свою очередь, анархизм направлен против притязаний общества установить опеку над индивидом и проповедует освобождение от ограничений, налагаемых вездесущим государством. Для Штирнера и Прудона, лучше всех выразивших эту реакцию в то время, индивид представляет собой существо из крови и плоти, основную единицу общества. Это существо не похоже ни на одно другое и не имеет ничего общего с «тотальным» человеком, призраком исторического или религиозного становления, которого хотели навязать сторонники общественнной или государственной стадности, а именно, сторонники Сен-Симона, Фурье, Кабэ и другие идеологи обобществления. К тому же у них некоторые индивиды предназначались для особой и элитарной роли, в общем, роли «пророка», и как таковые имели явную тенденцию приписывать себе заслуги и судьбу, которые их в конечном счете превратили в касту или господствующий класс. Это происходило, конечно же, в ожидании пришествия обещанного райского коммунистического общества.
У Штирнера совсем по-другому: для него индивид является «Единственным», «эгоистом», действующим в своих собственных интересах, не нанося при этом урона чужим и не исключая никаких форм объединения по свободному согласию, но зато отбрасывая опеку государства во всех ее формах. Это объединение представляет собой соглашение, заключенное с другими независимыми индивидами на основе абсолютного равенства и на определенный срок, следовательно, расторжимое при первой необходимости:
«Если я могу использовать (любое другое существо. А.С.), я вступаю с ним в соглашение и объединяюсь с ним, для того чтобы усилить свое могущество этим соглашением и сделать больше благодаря нашей общей силе, я не вижу в нем абсолютно ничего другого, кроме приумножения своей силы, и я его продолжаю так долго, пока оно остается моей приумноженной силой»1.
Штирнеровский индивид не является «рабочей силой», подчиненной воле коллектива; он «использует объединение и выходит из него, не заботясь о долге или верности, когда он считает, что не сможет больше извлечь из него пользу». В этом нет с его стороны никакой жертвы, так как он соглашается на это ради собственной выгоды, из личного интереса, что же касается жертвенности, он «жертвует только тем, что вне его власти, то есть он не жертвует ничем».
Заметим, что Штирнер проводит различие между революцией и бунтом. Революция
«состоит в коренном изменении условий, существующего положения вещей («status») в государстве и в обществе, это, следовательно, акт политический или социальный. Бунт имеет, конечно, неизбежным следствием изменение условий, но из такового не исходит. Его корни в неудовлетворенности людей самими собой, это не поднятие щитов вверх, а подъем индивидов, их появление, невзирая на инстанции, которые бунт порождает. Революция имела целью новые институции, бунт нас приводит к тому, что мы больше не позволяем организовывать себя, а организуем себя сами, и он не возлагает блестящие надежды на какие-то «институции». Представляя собой борьбу против установившегося порядка, поскольку, когда он удается, порядок разваливается сам собой, бунт является только трудным извлечением собственного я из этого порядка».
Если для Штирнера рабочая сила индивида должна освободиться от социальной опеки, у Прудона индивид является прежде всего производителем, которого лишила собственного продукта буржуазия, господствующий класс. Он верит в значимость объединения и федерации людей, которые, установив между собой объединения производителей и потребителей в соответствии со своими потребностями и желаниями, составят коллективную силу, противостоящую государству и собственникам. Когда эти последние потеряют свои прерогативы, их власть исчезнет и эксплуатация уступит место обществу, очищенному от всякого правления: Анархии.
Для Прудона индивид также является «единственным» и своеобразным; он обладает фундаментальным внутренним свойством: своей волей - свободной волей, которая порождает стремление к достоинству, к независимости и составляет условие sine qua поп свободы:
«Не следует полагать, как это делают современные коммунисты или социалисты, что человек имеет ценность только благодаря обществу, что он является его продуктом, что общество придает ему какую-то функцию, какую-то особенность, что он ему должен все, а общество ему не должно ничего. Такая система ведет к вырождению личности, к восточному или цезарскому абсолютизму. Она порабощает индивида, чтобы освободить массы. Это тирания, а не объединение. Нет примера сообщества, основанного на энтузиазме, которое не закончило бы в глупости»2.
Эти чрезвычайно ясные строки приобрели с тех пор еще больший вес и привлекают живой интерес к тому, кто написал еще, что «человек не желает, чтобы его организовывали, чтобы его превращали в машину; ему свойственна тенденция к дезорганизации, к отвращению неизбежного3».
Этот взгляд имеет в основе этическую цель: «достоинство» и целостность каждого индивида, во имя справедливости, определенной как «спонтанно переживаемое и взаимно гарантируемое чувство человеческого достоинства, независимо по отношению к кому и в каких условиях это достоинство нарушено, и чем мы рискуем, защищая его4». Такая направленность устанавливает между людьми отношение связи и солидарности, которое становится основой действительного братства, гарантируемого взаимным уважением их индивидуальной независимости.
В более широком плане речь больше не идет ни о социальной гармонии между всеми существующими классами, ни об объединении Капитала и Труда, а, напротив, о неустранимом их противопоставлении, об их непримиримой борьбе. Здесь к Прудону присоединяется Маркс, на которого Прудон оказал несомненное влияние: утверждение абсолютности классовой борьбы, ценности труда, развития производительных сил и производственных отношений, роли науки, идейно-реалистический принцип (который можно приравнять к материалистической концепции Истории у Маркса). Их объединяет, кроме того, глубокий атеизм (хотя Провидение было заменено у одного на стремление к справедливости, а у другого - на смысл Истории). Несмотря на эти аналитические схождения, по одному значительному различию они, тем не менее, противостоят друг другу: по целевой направленности классовой борьбы. У Маркса речь идет о простой исторической перестановке, в которой пролетариат сменяет пришедшую в упадок или переставшую играть прогрессивную роль буржуазию. Ее достижения остаются, несмотря на все, в силе. Для Прудона речь идет о глубоком и безвозвратном разрыве, роль буржуазии сыграна, и именно против нее должен утвердиться пролетариат, и это должно произойти за пределами ее территории и без участия в ее притворной демократии. Именно из этого рождается идея политического неучастия и тотальной борьбы в экономическом плане; отсюда вытекает необходимость организовать рабочий класс вне господствующего влияния и способствовать его автономному развитию. Этот принцип ведет сначала к анархистской теории, а затем к революционному синдикализму. Прудоновская формулировка «цех должен заменить правительство» кратко выражает этот взгляд. Следует также отметить, что если для Маркса пролетариат представлен исключительно рабочими крупной промышленности, у Прудона он охватывает рабочих малых предприятий, крестьян-бедняков, и даже мелких ремесленников, не использующих наемный труд.
Незадолго до смерти Прудон напомнил о своем кредо: «Все мои экономические идеи, выработанные за двадцать пять лет, могут быть кратко выражены в следующих трех словах: сельскохозяйственная и индустриальная федерация; все мои политические взгляды сводятся к сходной формулировке: политическая федерация или децентрализация5».
Для достижения этой цели он проповедует «инициативу масс путем согласия граждан, путем опыта трудящихся, путем прогресса и распространения просвещения, революцию через свободу». Путем последовательных революционных актов мы придем к «упразднению всякой власти, духовной, временной, законодательной, исполнительной, юридической, собственнической6». Коллективная сила, которую он проповедует, похожа как близнец на «умноженную силу» Единственных Штирнера, хотя она была задумана как более длительная и систематическая во времени и в пространстве. Так, он сожалеет о том, что в 1848 Клубы, народные общества по своей сути, как и секции в 1793, предшествовавшие в такой же мере русским Советам, не сыграли более важную роль, и о том, что не подумали об их развитии и усилении.
Вслед за ним или одновременно многие радикальные деятели сорок восьмого года подписывают акт о рождении Анархии. Процитируем Манифест Анархии Ансельма Бельгарига, первое анархистское периодическое издание, опубликованное в 1850, в котором автор обрушивается на добровольное рабство, продолжая линию Этьена де Ля Боэси: «Вы верили по сей день, что существуют тираны! Так вот, вы ошибались, существуют только рабы: там где никто не повинуется, никто не командует7».
Жозеф Дежак, другой сторонник безвластия этих лет, нападает с неудержимой силой и поэзией на неравенство и его музу, Власть: «Беззубая Дуэнья, Мегера с загребущими пальцами, Медуза с челом, увитым змеями, Власть! Прочь и место свободе!.. Место народу, непосредственно обладающему суверенностью, организованной коммуне8». Эмигрировав в Америку, Дежак начнет издавать в Новом Орлеане газету на французском языке, Ле Либертэр, которая предшествовала органу с таким же названием, основанному в 1895 Себастьеном Фором и Луизой Мишель.
Чтобы лучше оценить заслуги и интерес этих либертарных убеждений, напомним о контексте того времени: реакция Луи-Наполеона свирепствовала во Франции; черное рабство все еще распространено в
Соединенных Штатах; в царской империи рабство русских «белых негров» будет упразднено только в 1861 году; быстрым темпом развивается механизация в индустрии, а вместе с ней заводская каторга; в искусстве господствует самый плоский академизм, а среди наиболее передовых социальных доктрин преобладают клерикализм и государственный социализм. Короче говоря, горизонт более чем тускл.
Далее