Статья 13. Генеральный директор народного предприятия
1. Руководство текущей деятельностью народного предприятия осуществляется генеральным директором народного предприятия, являющимся единоличным исполнительным органом народного предприятия.
К компетенции генерального директора народного предприятия относятся все вопросы руководства текущей деятельностью народного предприятия, за исключением вопросов, отнесенных настоящим Федеральным законом и уставом народного предприятия к компетенции общего собрания акционеров или наблюдательного совета.
2. Генеральный директор народного предприятия избирается решением общего собрания акционеров на срок, определенный уставом народного предприятия, но не более чем на пять лет, и может избираться неограниченное число раз.
3. Размер оплаты труда генерального директора народного предприятия за отчетный финансовый год не может более чем в 10 раз превышать средний размер оплаты труда одного работника народного предприятия за тот же период.
Комментарий к статье 13
Компетенция генерального директора
Порядок избрания генерального директора
Компетенция генерального директора
Согласно пункту 1 статьи 13 Генеральный директор народного предприятия является его единоличным исполнительным органом. Это означает, что ни правление, ни дирекция, являющиеся коллегиальными органами управления акционерными обществами, в народном предприятии не создаются. Лаконично определяется компетенция (полномочия) Генерального директора. К ней относятся все вопросы руководства текущей деятельностью народного предприятия, за исключением вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания акционеров или наблюдательного совета.
Практически такая запись означает, что генеральный директор по своему усмотрению волен делать то, что он лично считает необходимым, не сообразуясь с интересами народного предприятия, его акционеров и работников. Ему необходимо лишь не вторгаться в полномочия общего собрания акционеров и наблюдательного совета.
Если же мы обратимся к статье 69 "Исполнительный орган общества. Единоличный исполнительный орган общества (директор, генеральный директор)" Закона об акционерных обществах, то увидим, что полномочия генерального директора изложены также крайне лаконично и в самой общей форме.
Согласно пункту 2 указанной статьи исполнительный орган общества организует выполнение решений общего собрания акционеров и наблюдательного совета общества. Генеральный директор без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы, совершает сделки от имени общества, утверждает штаты, издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками общества. Как видим, и здесь практически ничего не говорится о содержании той многосторонней административно-распорядительной работе по организации и управлению производственно-хозяйственной, финансовой, коммерческой, кадровой и иными видами деятельности общества.
В то же время, полномочия генерального директора следует четко регламентировать, без чего невозможно должным образом организовать и осуществлять производственно-хозяйственную и иные виды деятельности народного предприятия. К тому же регламентация обязанностей генерального директора позволит избежать параллелизма, вторжения в его обязанности со стороны наблюдательного совета и, даже, общего собрания акционеров.
Что же касается формальных оснований регламентации полномочий генерального директора народного предприятия, то это обязывает сделать положения пункта 3 статьи 11 Закона об акционерных обществах. Согласно ему устав народного предприятия должен содержать сведения о структуре и компетенции его органов управления и порядка принятия ими решений.
Если говорить о содержании деятельности генерального директора, то согласно пункту 3 статьи 69 Закона об акционерных обществах права и обязанности генерального директора по осуществлению руководства текущей деятельностью общества определяются настоящим Федеральным законом, иными правовыми актами Российской Федерации и договором, заключаемым каждым из них с обществом. Договор от имени общества подписывается председателем наблюдательного совета общества или лицом, уполномоченным наблюдательным советом общества.
В связи с изложенным возникает вопрос, - что же первично - полномочия генерального директора, изложенные в уставе народного предприятия или же права и обязанности, определенные договором найма, заключенным народным предприятием с генеральным директором после того, как общее собрание акционеров изберет его на срок, определенный уставом народного предприятия? Такой вопрос не случаен, поскольку он неоднократно возникал. В этой связи надо иметь в виду, что первичны положения устава. Поэтому в договоре найма с генеральным директором возможно или сослаться на статью устава, определяющие его права и обязанности, или продублировать их в договоре.
Так или иначе, но создателям народного предприятия придется самостоятельно определить и закрепить в его уставе полномочия генерального директора. В целях оказания помощи в проведении этой работы, мы раскрываем примерные полномочия генерального директора народного предприятия (применительно с акционерным обществам, осуществляющим производственную деятельность) в прилагаемом к настоящей работе макете устава народного предприятия.
Порядок избрания генерального директора
Согласно пункту 2 статьи 13 генеральный директор народного предприятия избирается решением общего собрания акционеров на срок, определенный уставом народного предприятия. Но не более чем на пять лет, и может избираться неограниченное число раз. Таковы положения Закона о народных предприятиях. Кроме того, личные трудовые отношения генерального директора с народным предприятием регулируются статьей 69 Закона об акционерных обществах.
Согласно пункту 3 указанной статьи на отношения между народным предприятием и генеральным директором действие законодательства Российской Федерации о труде распространяется в части, не противоречащей положениям Закона об акционерных обществах.
Совмещение лицом, осуществляющим функции генерального директора, должностей в органах управления других организаций допускается только с согласия наблюдательного совета народного предприятия.
Напомним, что в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 10 "Общее собрание акционеров" Закона о народных предприятиях избрание генерального директора народного предприятия и досрочное прекращение его полномочий, а также установление ему размера заработной платы относится к исключительной компетенции общего собрания акционеров.
Как было отмечено выше, согласно статье 69 Закона об акционерных обществах на отношения между народным предприятием и генеральным директором действие законодательства Российской Федерации о труде распространяется в части, не противоречащей положениям этого Закона. Поэтому положение о досрочном освобождении генерального директора народного предприятия означает, что он может быть освобожден от исполнения своих обязанностей по любым основаниям, не только тем, которые предусмотрены КЗоТ РФ. Для того чтобы исключить возможность различного рода произвольных решений со стороны общего собрания акционеров, инициируемых нередко заинтересованными в них лицами, в уставе народного предприятия целесообразно записать, что полномочия генерального директора могут быть прекращены в соответствии с заключенным с ним договором (контрактом), а также в случаях нарушения им законодательных и иных правовых нормативных актов.
Согласно пункту 3 рецензируемой статьи размер оплаты труда генерального директора народного предприятия за отчетный финансовый год не может более чем в десять раз превышать средний размер оплаты труда одного работника народного предприятия за тот же период.
Статья 14. Ревизионная (контрольная) комиссия народного предприятия
1. Контрольная комиссия осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деятельностью народного предприятия, соблюдением прав акционеров, а также за выполнением правил внутреннего трудового распорядка народного предприятия.
2. Члены контрольной комиссии не могут одновременно являться членами наблюдательного совета.
3. Члены контрольной комиссии имеют право участвовать в заседаниях наблюдательного совета с правом совещательного голоса, а также присутствовать на совещаниях, проводимых генеральным директором народного предприятия.
4. Члены наблюдательного совета не могут участвовать в выборах членов контрольной комиссии.
5. Полномочия контрольной комиссии, ее количественный состав, порядок избрания ее членов, срок их полномочий, порядок работы и принятия решений на заседаниях устанавливаются положением о контрольной комиссии.
Решения контрольной комиссии являются обязательными для исполнения органами управления народного предприятия.
Решения контрольной комиссии могут быть пересмотрены общим собранием акционеров или обжалованы в суд.
6. Председатель контрольной комиссии и члены контрольной комиссии избираются из числа работников-акционеров на срок, определенный уставом народного предприятия, но не менее чем на пять лет.
Комментарий к статье 14
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 полномочия ревизионной (контрольной) комиссии *(27) народного предприятия являются весьма значительными. Контрольная комиссия осуществляет не только контроль за финансово-хозяйственной деятельностью народного предприятия, как это обычно принято в организациях иных организационно-правовых форм, но также осуществляет контроль за соблюдением прав акционеров и выполнением правил внутреннего трудового распорядка.
Таким образом, объектом деятельности контрольной комиссии является работа одновременно по трем направлениям. При этом порядок осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью народного предприятия регламентируется статьей 15 настоящего Закона, и будет нами рассмотрен в комментарии к этой статье.
Состав прав акционеров народного предприятия регламентируется рядом статей настоящего Закона, а также, как об этом говорилось выше, положениями Закона об акционерных обществах, если Законом о народных предприятиях не предусмотрено иное. Права акционеров интересуют не только членов контрольной комиссии, но и самих акционеров, а также руководящих работников и специалистов народного предприятия. Изложение прав акционеров требует обращения ко многим статьям этих законов. В обобщенном виде эти права излагаются в статье "Права акционеров" Макета устава народного предприятия, прилагаемого к настоящей работе.
Что же касается правил внутреннего трудового распорядка, то согласно статье 130 КЗоТ РФ они определяют трудовой распорядок на предприятии, в учреждении, организации. Эти правила утверждаются общим собранием (конференцией) работников организации по представлению администрации.
Заметим, что до внесения в 1992 г. изменений в КЗоТ РФ правила внутреннего трудового распорядка конкретных предприятий разрабатывались на основе Типовых правил внутреннего трудового распорядка, утвержденных постановлением Госкомтруда СССР от 20 июля 1984 г. (Бюллетень Госкомтруда СССР, 1984 г., N 11). Поскольку упоминание о типовых правилах из текста статьи 130 КЗоТ РФ исключено, следует полагать, что они утратили силу и каждое предприятие (организация) приобрело возможность разработки правил внутреннего трудового распорядка самостоятельно.
Согласно пунктам 5 и 6 статьи 14 полномочия контрольной комиссии, ее количественный состав, порядок избрания ее членов, срок их полномочий, порядок работы и принятия решений на заседаниях устанавливаются положением о контрольной комиссии. Утверждение положения о контрольной комиссии относится к исключительной компетенции общего собрания акционеров (статья 10 настоящего Закона).
Председатель контрольной комиссии и ее члены избираются из числа работников-акционеров на срок, определенный уставом народного предприятия, но не менее чем на 5 лет. Их избрание согласно указанной статье также относится к исключительной компетенции общего собрания акционеров. Таким образом, само собрание избирает председателя контрольной комиссии.
Решения контрольной комиссии являются обязательными для исполнения органами управления народного предприятия. Они могут быть пересмотрены общим собранием акционеров или обжалованы в суд.
Членам контрольной комиссии предоставлено право (пункт 3 статьи 14) участвовать в заседаниях наблюдательного совета с правом совещательного голоса, а также присутствовать на совещаниях, проводимых генеральным директором народного предприятия.
Примечательны положения пунктов 2 и 4 статьи 14. Члены контрольной комиссии не могут одновременно являться членами наблюдательного совета, и, в свою очередь, члены наблюдательного совета не могут участвовать в выборах членов контрольной комиссии. Примечательны они тем, что до предела ограничен круг должностных лиц народного предприятия, которые не могут быть членами контрольной комиссии. Членами контрольной комиссии не могут быть лишь члены наблюдательного совета.
В этой связи нельзя не отметить, что подобные ограничения в законе об акционерных обществах изложены более принципиально. Согласно пункту 6 его статьи 85 "Ревизионная комиссия (ревизор) общества" члены ревизионной комиссии не могут одновременно являться членами наблюдательного совета, а также занимать иные должности в органах управления общества.
Как видим, вопрос о том, какие должности одновременно не должны занимать члены ревизионной (наблюдательной) комиссии народного предприятия отнюдь не бесспорен. Не бесспорен хотя бы уже потому, что в двух законах об акционерных обществах он решается по-разному. В Законе об акционерных обществах он решается более, а в Законе о народных предприятиях - менее последовательно.
На деле же это означает, что в народном предприятии должностные лица, руководящие финансово-хозяйственной деятельностью, попав в члены контрольной комиссии, будут контролировать сами себя.
Что касается членов наблюдательного совета народного предприятия, то положения статьи 14 Закона о народных предприятиях прямо запрещают им быть членами контрольной комиссии. Однако Закон не запрещает собственникам народного предприятия - его акционерам, утверждая на своем общем собрании устав народного предприятия, расширить круг должностных лиц, которые не должны быть членами контрольной комиссии.
И вот почему. В административно-управленческом аппарате народного предприятия имеется достаточно много должностных лиц, осуществляющих по роду своей работы финансово-хозяйственную деятельность, которая и является объектом внимания контрольной комиссии. В этой связи в уставе народного предприятия целесообразно расширить перечень должностей работников, которых не следует избирать в контрольную комиссию, чтобы не получилось так, что они самих себя проверяют. При этом речь может идти не только о руководящих работниках, но и о специалистах.
Статья 15. Осуществление контроля за финансово-хозяйственной деятельностью народного предприятия
1. Проверка (ревизия) финансово-хозяйственной деятельности народного предприятия проводится по итогам работы народного предприятия за отчетный финансовый год, а также в любое другое время по решению контрольной комиссии, принятому по ее инициативе, решению общего собрания акционеров, решению наблюдательного совета, по требованию не менее 10 процентов акционеров или по требованию акционеров (акционера), которым принадлежит не менее 10 процентов акций народного предприятия.
2. Проверка (ревизия) финансово-хозяйственной деятельности народного предприятия проводится, как правило, независимыми аудиторами на основании договора. Персональный состав аудиторов подлежит обязательному согласованию с контрольной комиссией.
3. Оплата услуг независимых аудиторов по проверке (ревизии) финансово-хозяйственной деятельности народного предприятия производится в пределах сметы на осуществление деятельности контрольной комиссии.
4. Контрольная комиссия вправе знакомиться с документами, касающимися всех сторон деятельности народного предприятия, а также получать необходимые пояснения в устной и письменной форме.
5. Решение о совершении крупной сделки, предметом которой является имущество, стоимость которого составляет от 15 до 30 процентов балансовой стоимости имущества народного предприятия на дату принятия решения о совершении такой сделки, принимается наблюдательным советом единогласно (при этом не учитываются голоса выбывших членов наблюдательного совета) и в обязательном порядке согласовывается с контрольной комиссией.
В случае, если единогласие наблюдательного совета по вопросу о совершении крупной сделки не достигнуто или решение по нему не согласовано с контрольной комиссией, указанный вопрос может быть решен только общим собранием акционеров.
Решение о совершении крупной сделки, предметом которой является имущество, стоимость которого составляет свыше 30 процентов балансовой стоимости имущества народного предприятия на дату принятия решения о совершении такой сделки, принимается общим собранием акционеров не менее чем тремя четвертями голосов присутствующих на общем собрании акционеров.
6. Лицами, заинтересованными в совершении народным предприятием сделки, признаются генеральный директор народного предприятия, члены наблюдательного совета и члены контрольной комиссии, акционеры (акционер), которым принадлежит не менее 20 процентов акций народного предприятия, в случае, если указанные лица, их супруги, родители, дети, братья и сестры:
являются стороной такой сделки либо участвуют в ней в качестве представителя или посредника;
владеют не менее чем 20 процентами голосующих акций (долей, паев) юридического лица, являющегося стороной такой сделки либо участвующего в ней в качестве представителя или посредника;
занимают должности в органах управления юридического лица, являющегося стороной такой сделки либо участвующего в ней в качестве представителя или посредника.
Указанные лица обязаны довести до сведения наблюдательного совета и контрольной комиссии информацию:
о юридических лицах, в которых они владеют самостоятельно или совместно со своими аффилированными лицами не менее чем 20 процентами голосующих акций (долей, паев);
о юридических лицах, в органах управления которых они занимают должности;
об известных им совершаемых или предполагаемых сделках, в которых они могут быть признаны заинтересованными лицами.
В случае, если указанные лица своевременно не представили указанную информацию, контрольная комиссия обязана вынести вопрос о невыполнении этого требования на рассмотрение общего собрания акционеров.
Комментарий к статье 15
Вопросы организации проверки (ревизии) финансово-хозяйственной деятельности народного предприятия
В пункте 1 статьи 15 предусмотрены случаи, в которые проводится проверка (ревизия) финансово-хозяйственной деятельности народного предприятия. Во-первых, обязательная проверка проводится по итогам работы народного предприятия за отчетный финансовый год. Во-вторых, проверка может проводиться в любое время по решению контрольной комиссии, принятому по ее инициативе; решению общего собрания акционеров; решению наблюдательного совета; по требованию акционеров (акционера), которым принадлежит не менее 10 процентов акций народного предприятия. Проверка (ревизия) финансово-хозяйственной деятельности народного предприятия проводится не только контрольной комиссией.
Согласно пункту 2 настоящей статьи проверка (ревизия) финансово-хозяйственной деятельности народного предприятия проводится, как правило, независимым аудитором на основании договора. Персональный состав аудиторов подлежит обязательному согласованию с контрольной комиссией.
Таким образом, договор с независимым аудитором заключает генеральный директор, предварительно согласовав кандидатуру с контрольной комиссией. В этой связи заметим, что Закон о народных предприятиях как бы внес изменение в порядок утверждения кандидатуры аудитора (физического лица или организации), предусмотренный Законом об акционерных обществах. В акционерных обществах согласно этому Закону утверждение аудитора общества относится к исключительной компетенции общего собрания его акционеров.
В пункте 2 настоящей статьи не говорится о том, кто конкретно принимает решение об утверждении кандидатуры аудитора народного предприятия, тогда как этот вопрос для народного предприятия чрезвычайно важен. Дело в том, что состав контрольной комиссии народного предприятия формируется исключительно из его работников-акционеров (пункт 6 статьи 14 Закона о народных предприятиях), в то время, когда для проверки финансово-хозяйственной деятельности любой коммерческой организации требуются специалисты высокого класса, что может быть подтверждено лишь государственной лицензией. К тому же работники-акционеры, являющиеся членами контрольной комиссии, могут находиться в известной зависимости от администрации народного предприятия.
Контрольная комиссия является органом самого народного предприятия, ее члены избираются акционерами, которые принимая решение о выборе членов комиссии, вынуждены доверяться рекомендациям наблюдательного совета, генерального директора народного предприятия, деятельность которых призвана проверять комиссия. Именно поэтому и необходима проверка (ревизия) финансово-хозяйственной деятельности народного предприятия, проводимая независимыми специалистами, прошедшими специальную подготовку, профессионализм которых подтвержден государственной аттестацией и лицензией на право заниматься аудитом.
В связи с изложенным, учитывая, что Закон о народных предприятиях не определяет, какой орган народного предприятия принимает решение о привлечении аудитора, его утверждении, необходимо ввести нормативно обоснованный порядок утверждения аудитора народного предприятия. Это можно сделать, внеся в устав народного предприятия запись о том, что утверждение аудитора относится к компетенции его общего собрания акционеров, которое рассматривает этот вопрос по представлению контрольной комиссии.
Проведение аудиторской проверки народного предприятия - явление сравнительно новое, и поэтому многие акционеры имеют о ней весьма слабое представление или вообще ничего не знают. Поэтому им будет полезно знать, в чем заключается аудиторская проверка, кто и как ее проводит.
Аудиторская деятельность регламентируется "Временными правилами аудиторской деятельности в Российской Федерации", утвержденными Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. Эти Правила определяют правовые основы осуществления в Российской Федерации аудиторской деятельности как независимого вневедомственного финансового контроля и действуют до принятия Федеральным Собранием РФ закона, регулирующего аудиторскую деятельность.
Аудиторская деятельность (аудит) представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований организаций, а также оказание других аудиторских услуг.
Аудиторы и аудиторские фирмы помимо проведения проверок могут оказывать услуги по постановке, восстановлению и ведению бухгалтерского (финансового) учета, составлению деклараций о доходах и бухгалтерской (финансовой) отчетности, анализу хозяйственно-финансовой деятельности, оценке активов и пассивов организации, консультированию в вопросах финансового, налогового, банковского и иного хозяйственного законодательства Российской Федерации, а также проводить обучение и оказывать другие услуги по профилю своей деятельности. Аудиторы и аудиторские фирмы не вправе передавать полученные ими в процессе аудита сведения третьим лицам для использования этих сведений в целях предпринимательской деятельности.
Аудиторская проверка может быть обязательной и инициативной. Обязательная проверка проводится в случаях, прямо установленных актами законодательства и Правительства РФ, а также по поручению государственных органов, определенных "Правилами". Инициативная проверка может проводиться во всякое время. В народном предприятии, как было показано выше, аудиторская проверка может проводиться в случаях, предусмотренных пунктом 1 рецензируемой статьи 15.
Уклонение народного предприятия от обязательной аудиторской проверки либо препятствование ее проведению влечет за собой взыскание на основании решения суда или арбитражного суда по искам, предъявляемым прокурором, органами федерального казначейства, органами государственной налоговой службы и органами налоговой полиции:
- штрафа с народного предприятия в сумме от 100 до 500-кратного размера установленной законом минимальной оплаты труда;
- штрафа с генерального директора народного предприятия в сумме от 50 до 100-кратного размера установленной законом минимальной оплаты труда.
Аудиторская проверка не может проводиться:
- аудиторами, являющимися учредителями, собственниками, акционерами, руководителями и иными должностными лицами народного предприятия, несущими ответственность за соблюдение бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо состоящими с указанными лицами в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, дочери, а также братья, сестры, родители и дети супругов);
- аудиторскими фирмами:
в отношении народных предприятий, являющихся их учредителями, собственниками, акционерами, кредиторами, страховщиками, а также в отношении которых эти аудиторские фирмы являются учредителями, собственниками, акционерами;
в отношении народных предприятий, являющихся их дочерними предприятиями, представительствами или имеющих в своем капитале долю этих аудиторских фирм;
- аудиторами и аудиторскими фирмами, оказывающими данному народному предприятию услуги по восстановлению и ведению бухгалтерского учета, а также составлению финансовой отчетности.
Народное предприятие, финансово-хозяйственную деятельность которого проверяет аудитор (аудиторская фирма), имеет право получать от него исчерпывающую информацию о требованиях законодательства, касающихся проведения аудиторской проверки, правах и обязанностях сторон (общества и аудитора), а после ознакомления с заключением аудитора (аудиторской фирмы) - о нормативных актах, на которых основываются замечания и выводы аудитора (аудиторской фирмы), которые обязаны предоставлять народному предприятию эту информацию.
Аудитор (аудиторская фирма) имеет право:
- самостоятельно определять формы и методы аудиторской проверки, исходя из требований нормативных актов Российской Федерации, а также конкретных условий договора с народным предприятием;
- проверять у народного предприятия в полном объеме документацию о финансово-хозяйственной деятельности, наличие денежных сумм, ценных бумаг, материальных ценностей, получать разъяснения по возникшим вопросам и дополнительные сведения, необходимые для аудиторской проверки;
- получать по письменному запросу необходимую для осуществления аудиторской проверки информацию от третьих лиц;
- привлекать на договорной основе к участию в аудиторской проверке аудиторов, работающих самостоятельно или в других аудиторских фирмах, а также иных специалистов;
- отказаться от проведения аудиторской проверки в случае непредоставления проверяемым народным предприятием необходимой документации.
Со своей стороны руководители и иные должностные лица проверяемого народного предприятия обязаны:
- создать аудитору (аудиторской фирме) условия для своевременного и полного проведения аудиторской проверки, предоставлять всю документацию, необходимую для ее проведения, а также давать по запросу аудитора разъяснения и объяснения в устной и письменной форме;
- оперативно устранять выявленные аудиторской проверкой нарушения ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности.
В то же время запрещается предпринимать любые действия с целью ограничения круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении аудиторской проверки.
Результатом аудиторской проверки является заключение аудитора (аудиторской фирмы), - документ, имеющий юридическое значение для всех юридических и физических лиц, органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления и судебных органов.
В случае, если народным предприятием - заказчиком в ходе проведения проверки не были устранены существенные нарушения в ведении бухгалтерского (финансового учета), составлении соответствующей отчетности и соблюдении законодательства, в итоговой части аудиторского заключения делается запись о невозможности подтверждения достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Контроль за совершением крупных сделок
Постоянно совершая различные финансовые, коммерческие и иные сделки со своими партнерами, народное предприятия, как и любая коммерческая организация, рискует понести убытки. Причины понесения убытков могут быть самыми разнообразными. Например, партнер по сделке оказался не в состоянии поставить уже оплаченный народным предприятием товар. Предприятие приобрело ценные бумаги, которые неожиданно обесценились и т.д. и т.п. Очевидно, что чем крупнее сделка, тем больше могут быть убытки.
Учитывая это обстоятельство, положения пункта 5 статьи 15 регламентируют механизм заключения народным предприятием крупных сделок, давая определение самого понятия крупной сделки, определяя органы, принимающие решения о заключении сделок, порядок принятия таких решений.
Решение о совершении крупной сделки, предметом которой является имущество, стоимость которого составляет от 15 до 30 процентов балансовой стоимости имущества народного предприятия на дату принятия решения о совершении такой сделки, принимается наблюдательным советом единогласно (при этом не учитываются голоса выбывших членов наблюдательного совета) и в обязательном порядке согласовываются с контрольной комиссией (отсюда, в частности, что генеральный директор народного предприятия вправе самостоятельно заключать сделки, предметом которых является имущество, стоимость которого составляет менее 15 процентов балансовой стоимости имущества народного предприятия на дату принятия им решения о совершении сделки).
В случае, если единогласие наблюдательного совета по вопросу о совершении крупной сделки не достигнуто или решение по нему не согласовано с контрольной комиссией, указанный вопрос может быть решен только общим собранием акционеров.
Решение о совершении крупной сделки, предметом которой является имущество, стоимость которого составляет свыше 30 процентов балансовой стоимости имущества народного предприятия на дату принятия решения о совершении такой сделки, принимается общим собранием акционеров не менее чем тремя четвертями голосов присутствующих на собрании акционеров.
Заметим, что в указанном пункте 5 ничего не говорится о том, как определяется стоимость имущества, являющегося предметом сделки. В этой связи следует обратиться к пункту 2 статьи 78 "Крупные сделки, связанные с приобретением или отчуждением обществом имущества" Закона об акционерных обществах. Согласно этому пункту определение стоимости имущества, являющегося предметом крупной сделки, осуществляется наблюдательным советом в соответствии со статьей 77 Закона об акционерных обществах.
В этой статье речь идет только об определении рыночной стоимости имущества. Отсюда прямо следует, что при заключении крупных сделок имущество должно реализовываться, продаваться и покупаться лишь по рыночной стоимости. Практика определения рыночной стоимости имущества подтвердила, что сделать это во многих случаях крайне сложно или, даже, невозможно.
Обобщив судебную практику рассмотрения подобных споров, Верховный и Высший Арбитражный Суды своим постановлением от 2 апреля 1997 г. N 4/8 несколько скорректировали порядок определения стоимости реализуемого при крупных сделках имущества. Согласно их разъяснению, сумма (размер) крупной сделки определяется, исходя из стоимости реально отчуждаемого или приобретаемого имущества (имущества, передаваемого в залог, вносимого в качестве вклада в уставный капитал другого общества и т.д.) в сопоставлении с данными последнего утвержденного баланса акционерного общества.
Контроль за совершением сделок, в которых имеется
заинтересованность
В пункте 6 статьи 15 дается классификация лиц, считающихся лично заинтересованными в совершении народным предприятием сделки, указывается на их обязанность информировать народное предприятие о своей заинтересованности в совершении им сделки, приводится порядок принятия решения о ее совершении.
Лицами, заинтересованными в совершении народным предприятием сделки, признаются его генеральный директор, члены наблюдательного совета и члены контрольной комиссии, акционеры (акционер), которым принадлежит не менее 20 процентов акций народного предприятия, в случае, если указанные лица, их супруги, родители, дети, братья и сестры:
- являются стороной такой сделки либо участвуют в ней в качестве представителя или посредника;
- владеют не менее чем 20 процентами голосующих акций (долей, паев) юридического лица, являющегося стороной такой сделки либо участвующего в ней в качестве представителя или посредника;
- занимают должности в органах управления юридического лица, являющегося стороной такой сделки либо участвующего в ней в качестве представителя или посредника.
Приведенный выше перечень лиц, которые при определенных обстоятельствах становятся лицами, заинтересованными в сделке, сокращен по сравнению с аналогичным перечнем, приведенным в статье 81 "Заинтересованность в совершении обществом сделки" Закона об акционерных обществах. В статье 81 упомянуты лица, занимающие должности в иных органах управления общества в иных наряду с наблюдательным советом.
В этой связи целесообразно учесть следующее: лица, упомянутые в пункте 6 рецензируемой статьи 15 - генеральный директор и члены наблюдательного совета являются лишь верхним эшелоном руководства, возглавляя административный аппарат народного предприятия, состоящий из его структурных функциональных подразделений. Что же касается работников этих подразделений, то каждый из них в зависимости от занимаемой им должности, инициирует принятие тех или иных решений, в том числе и по сделкам народного предприятия, участвует в их подготовке.
Эти решения принимаются генеральным директором, общим собранием акционеров, - в зависимости от того, к чьей компетенции относится тот или иной вопрос. При этом, каждый из работников административного аппарата, исполняющий указания своего руководства или инициирующий процесс того или иного решения, вполне может быть прямо заинтересован в совершении обществом сделки, которая будет выгодна лично ему, определенной группе лиц, хотя и не выгодна или прямо убыточна для народного предприятия.
В этой связи можно полагать, что положения пункта 6 статьи 15 не в полной мере определяют возможности народного предприятия в защите его интересов от действия недобросовестных работников. Выходом из сложившегося положения может быть перечисление в уставе народного предприятия его подразделений, должностные лица которых могут быть признаны заинтересованными в совершении народным предприятием сделок по признакам, указанным в пункте 6 статьи 15, указаны соответствующие должности.
Согласно пункту 6 статьи 15 лица, признанные в совершении народным предприятием сделки, обязаны довести до сведения наблюдательного совета и контрольной комиссии информацию:
- о юридических лицах, в которых они владеют самостоятельно или совместно со своими аффилированными лицами не менее чем 20 процентами голосующих акций (долей, паев);
- о юридических лицах, в органах управления которых они занимают должности;
- об известных им совершаемых или предполагаемых сделках, в которых они могут быть признаны заинтересованными лицами.
В случае, если указанные лица своевременно не представили указанную информацию, контрольная комиссия обязана вынести вопрос о невыполнении этого требования на рассмотрение общего собрания акционеров.
Как видим, здесь не определен порядок предоставления заинтересованными лицами указанной информации наблюдательному совету и контрольной комиссии народного предприятия. Поэтому для того, чтобы избежать в дальнейшем различного рода недоразумений, целесообразно установить единый, устраивающий народное предприятие, порядок предоставления заинтересованными лицами информации наблюдательному совету и контрольной комиссии, отразив его в уставе народного предприятия или в его особом внутреннем документе.
Работникам-акционерам народного предприятия, а тем более членам контрольной комиссии и самим лицам, заинтересованным в совершении народным предприятием сделок, необходимо знать, - кто такие аффилированные лица?
Под аффилированными лицами понимается лицо или группа лиц, совокупность юридических или юридических и физических лиц, в отношении которых выполняется одно или несколько следующих условий:
- лицо или несколько лиц совместно в результате соглашения (согласованных действий) имеют право или косвенно распоряжаться более чем 50 процентами от общего количества голосов, приходящихся на акции (вклады, доли), составляющие уставный (складочный) капитал юридического лица;
- между двумя и более лицами заключен договор, которым предоставлено прямо определять условия ведения предпринимательской деятельности одного или нескольких участников договора и иных лиц либо осуществлять функции их исполнительного органа;
- лицо имеет право назначения более 50 процентов состава исполнительного органа и (или) совета директоров (наблюдательного совета) юридического лица;
- одни и те же физические лица представляют собой более 50 процентов состава исполнительного органа и (или) совета директоров (наблюдательного совета) двух или более юридических лиц.
Антимонопольное законодательство ограничивает в определенных случаях возможность сосредоточения значительного количества акций общества в собственности одного лица (лиц). Поэтому общество, если оно признано монополистом, намеренное продать крупный пакет своих акций, должно получить разрешение от соответствующего антимонопольного органа. Подробно об аффилированных лицах см. В.Андреев "Аффилированные лица - кто такие?". Журнал "Российская юстиция", N 8, август 1997 г.
Согласно статье 93 Закона об акционерных обществах лицо (физическое или юридическое) признается аффилированным в соответствии с требованиями антимонопольного законодательства Российской Федерации.
Аффилированные лица общества обязаны в письменной форме уведомить общество о принадлежащих им акциях общества с указанием их количества и категорий (типов) не позднее 10 дней с даты приобретения акций. В случае, если в результате непредставления по вине аффилированного лица указанной информации или несвоевременного ее представления обществу причинен имущественный ущерб, аффилированное лицо несет перед обществом ответственность в размере причиненного ущерба.
Общество обязано вести учет аффилированных лиц и представлять отчетность о них в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Требования к порядку заключения сделок, в которых имеется заинтересованность, определен статьей 83 Закона об акционерных обществах. Решение о заключении обществом с числом акционеров - владельцев голосующих акций менее одной тысячи сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, принимается советом директоров (наблюдательным советом) общества большинством голосов директоров *(28), не заинтересованных в ее совершении.
Решение о заключении обществом с числом акционеров - владельцев голосующих акций одна тысяча и более сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, принимается советом директоров (наблюдательным советом) общества большинством голосов независимых директоров, не заинтересованных в ее совершении. Независимый директор - это такой член совета директоров (наблюдательного совета), который отвечает следующим признакам:
1. Он не должен одновременно являться директором или генеральным директором общества.
2. То же членом правления или дирекции общества.
3. Его супруга (супруг), родители, дети, братья, сестры не являются лицами, занимающими должности в органах управления общества.
В случае, если все члены совета директоров (наблюдательного совета) общества признаются заинтересованными лицами, сделка может быть совершена по решению общего собрания акционеров, принятому большинством голосов акционеров, не заинтересованных в сделке.
Совет директоров (наблюдательный совет) общества вправе принять решение о заключении сделки, в которой имеется заинтересованность, только при соблюдении следующих условий. Должно быть установлено, что стоимость, которую общество получит за отчуждаемое имущество или предоставляемые услуги, не ниже рыночной стоимости этого имущества или услуг, определяемой в соответствии со статьей 77 Закона об акционерных обществах, либо стоимость приобретения имущества или услуг не превышает рыночной стоимости этого имущества или услуг, определяемой в соответствии с указанной статьей Закона.
В определенных случаях решение о заключении сделки, в которой имеется заинтересованность, принимает общее собрание акционеров. Оно принимает такое решение, если:
- сумма оплаты по сделке и стоимость имущества, являющегося предметом сделки, превышает 2 процента активов общества;
- сделка и (или) несколько взаимосвязанных сделок являются размещением голосующих акций общества или иных ценных бумаг, конвертируемых в голосующие акции в количестве, превышающем 2 процента ранее размещенных обществом голосующих акций.
Статьей 83 предусмотрены два случая, когда решения общего собрания акционеров не требуется при наличии указанных выше условий:
- когда сделка представляет собой заем, предоставляемый заинтересованным лицом обществу;
- когда сделка осуществляется в процессе осуществления обычной хозяйственной деятельности между обществом и другой стороной, имевшей место до момента, с которого заинтересованное лицо признается таковым (решение не требуется до даты проведения следующего общего собрания акционеров).
В случае, если сделка, в совершении которой имеется заинтересованность, одновременно является крупной сделкой, связанной с приобретением или передачей обществом имущества, к порядку ее совершения применяются правила, предусмотренные для совершения такого рода сделок (см. пункт 5 рецензируемой статьи 15).