Статья 11. Внеочередное общее собрание акционеров

 

1. Внеочередное общее собрание акционеров проводится по решению наблюдательного совета по его инициативе, по требованию контрольной комиссии, а также по требованию не менее 10 процентов акционеров или по требованию акционеров (акционера), которым принадлежит не менее 10 процентов акций народного предприятия на дату предъявления требования.

Решением наблюдательного совета должна быть определена форма проведения внеочередного общего собрания акционеров (совместное присутствие или заочное голосование). Наблюдательный совет не вправе изменить своим решением форму проведения внеочередного общего собрания акционеров, если требование контрольной комиссии, а также указанных акционеров (акционера) о проведении внеочередного общего собрания акционеров содержит указание на форму его проведения.

2. Созыв внеочередного общего собрания акционеров по требованию контрольной комиссии, по требованию не менее 10 процентов акционеров или по требованию акционеров (акционера), которым принадлежит не менее 10 процентов акций народного предприятия, осуществляется наблюдательным советом не позднее 45 дней с момента предъявления требования о проведении внеочередного общего собрания акционеров.

Наблюдательный совет не вправе вносить изменения в формулировки вопросов повестки дня внеочередного общего собрания акционеров, созываемого по требованию контрольной комиссии, по требованию не менее 10 процентов акционеров или по требованию акционеров (акционера), которым принадлежит не менее 10 процентов акций народного предприятия на дату предъявления требования.

3. В течение 10 дней с даты предъявления требования контрольной комиссии, требования не менее 10 процентов акционеров или требования акционеров (акционера), которым принадлежит не менее 10 процентов акций народного предприятия, о созыве внеочередного общего собрания акционеров наблюдательный совет должен принять решение о созыве внеочередного общего собрания акционеров либо об отказе в его созыве.

Решение об отказе в созыве внеочередного общего собрания акционеров по требованию контрольной комиссии, по требованию не менее 10 процентов акционеров или по требованию акционеров (акционера), которым принадлежит не менее 10 процентов акций народного предприятия, может быть принято только, если:

не соблюден установленный законодательством Российской Федерации порядок предъявления требования о созыве общего собрания акционеров;

акционерам (акционеру), требующим созыва внеочередного общего собрания акционеров, не принадлежит предусмотренное пунктом 1 настоящей статьи количество голосов;

ни один из вопросов, предложенных для внесения в повестку дня внеочередного общего собрания акционеров, не отнесен к его компетенции.

 

Комментарий к статье 11

 

В настоящей статье регламентируется порядок принятия решения о проведении внеочередного общего собрания акционеров. Напомним читателям, что согласно статье 47 Закона об акционерных обществах внеочередными являются собрания, проводимые помимо годового общего собрания акционеров.

Согласно пункту 1 статьи 11 внеочередное общее собрание акционеров проводится по решению наблюдательного совета:

- по его инициативе;

- по требованию ревизионной (контрольной) комиссии;

- по требованию не менее 10 процентов акционеров;

- по требованию акционеров (акционера), которым принадлежит не менее 10 процентов акций народного предприятия.

Наблюдательный совет, принимая решение о проведении внеочередного общего собрания акционеров, одновременно определяет форму его проведения - совместное присутствие акционеров или заочное голосование. Если же наблюдательный совет принимает решение о проведении внеочередного собрания по требованию ревизионной (контрольной) комиссии или указанных выше акционеров, то он не вправе своим решением изменить предложенную ими форму проведения собрания. Таким образом, если указанное требование о проведении внеочередного собрания не содержит указание на форму его проведения, наблюдательный совет вправе самостоятельно принять решение по этому вопросу.

В этой связи членам ревизионной (контрольной) комиссии и акционерам, имеющим право требовать созыва внеочередного общего собрания акционеров, необходимо учитывать, что итоги голосования на нем во многом будут зависеть от хода обсуждения поставленных ими на голосование вопросов. Поэтому инициаторы проведения собрания заинтересованы, как правило, в том, чтобы получить возможность лично убедить участников собрания в своей правоте, побудив их тем самым голосовать за принятие вынесенных на решение собрания предложений.

При проведении же заочного голосования инициаторы созыва внеочередного общего собрания акционеров такой возможности повлиять на участников голосования не имеют, резко снижая возможность принятия голосующими необходимого им решения. Отсюда следует, что инициаторам проведения собрания не следует забывать о том, что им самим представлено право выбрать форму проведения собрания - совместное присутствие акционеров или заочное голосование. Не следует отдавать решение этого вопроса наблюдательному совету, тем более, если его члены против проведения собрания.

Согласно пункту 2 статьи 11 созыв внеочередного общего собрания акционеров по требованию ревизионной (контрольной) комиссии и акционеров, имеющих право требовать его созыва, осуществляется наблюдательным советом не позднее 45 дней с момента предъявления этого требования. При этом наблюдательный совет не вправе вносить изменения в формулировки вопросов повестки дня собрания, предложенных указанными инициаторами его проведения.

Согласно пункту 3 наблюдательный совет в течение 10 дней с даты предъявления требования о созыве внеочередного общего собрания акционеров должен принять решение о его созыве либо об отказе о его созыве. Решение об отказе в созыве собрания может быть принято только, если:

1. Не соблюден установленный законодательством Российской Федерации порядок предъявления требования о созыве общего собрания акционеров;

Порядок предъявления требования о созыве внеочередного общего собрания акционеров содержится в статье 55 "Внеочередное общее собрание акционеров" Закона об акционерных обществах. Согласно пункту 2 статьи 55 в требовании о проведении внеочередного общего собрания акционеров должны быть сформулированы вопросы, подлежащие внесению в повестку дня собрания, с указанием мотивов их внесения. Согласно пункту 3 статьи 55 в случае, если требование о созыве внеочередного собрания исходит от акционера (акционеров), оно должно содержать имя (наименование) акционера (акционеров), требующего созыва собрания, с указанием количества принадлежащих ему акций. Требование о созыве внеочередного общего собрания акционеров подписывается лицом (лицами), требующими созыва собрания;

2. Акционерам (акционеру), требующим созыва внеочередного общего собрания акционеров, не принадлежит предусмотренное пунктом 1 статьи 11 Закона о народных предприятиях количество голосов.

Заметим в связи с изложенным, что в указанном пункте 1 ничего не говорится о количестве голосов, которым должны обладать акционеры, имеющие право требовать созыва внеочередного общего собрания акционеров. Поэтому наблюдательный совет вправе отказать в требовании о созыве собрания, если к нему обратилось менее 10 процентов акционеров или акционеры (акционер), обладающие менее чем 10 процентами акций народного предприятия (подробное обоснование такого утверждения дается в Примечании авторов, содержащемся в комментарии к статье 10 настоящего Закона).

3. Ни один из вопросов, предложенных для внесения в повестку дня внеочередного общего собрания акционеров, не отнесен к его компетенции.

Таким образом, если хотя бы один из предложенных ревизионной (контрольной) комиссией или акционерами, имеющими право требовать проведения внеочередного общего собрания акционеров, вопросов относится к его компетенции Наблюдательный совет обязан созвать собрание.

В соответствии с пунктом 5 статьи 55 Закона об акционерных обществах решение наблюдательного совета народного предприятия о созыве внеочередного общего собрания акционеров или мотивированное решение об отказе от его созыва направляется лицам, требующим его созыва, не позднее трех дней с момента его принятия.

Решение, направляемое акционеру, обязательно должно быть мотивированным, т.е. в нем должны быть конкретно указаны причины, в силу которых его предложение (предложения) не было удовлетворено. В Законе не указано, каким образом отказ наблюдательного совета направляется акционеру, и кому из акционеров, если их было несколько.

Очевидно, что отказ может быть отправлен по почте, в чем акционер может быть не заинтересован, поскольку такое отправление ему может идти продолжительное время, и он не сможет оспорить решение совета директоров до начала собрания. Поэтому, в интересах акционера (акционеров) в своем письменном предложении наблюдательному совету целесообразно указать, каким образом он хочет получить ответ и кому из акционеров его направить. Возможно, что мотивированный отказ будет направлен всем членам группы акционеров, обратившийся к нему со своим общим обращением.

Решение наблюдательного совета об отказе в удовлетворении указанных выше требований акционера (акционеров) может быть обжаловано в суд, который, таким образом, является единственным арбитром, которому предоставлено право разрешить спор, возникший между акционером (акционерами) и наблюдательным советом. Других арбитров, решения которых могут быть обязательными для наблюдательного совета, быть не может, что должны учитывать акционеры, не согласные с его решением.

Судебная практика свидетельствует, что наблюдательные советы акционерных обществ часто нарушают права акционеров, а также иным образом нарушают законодательство. Причем не только, когда речь идет о формировании повестки дня годового общего собрания акционеров, но и в случаях, когда акционерам, ревизионной комиссии, ревизору и аудитору общества предоставлено право требовать созыва внеочередного собрания aкционеров (статья 55 Закона об акционерных обществах) *(22).

Многочисленные нарушения прав акционеров имеют место и со стороны исполнительных (единоличных и коллегиальных) органов управления обществ. В связи с многочисленностью и серьезностью обращений акционеров и других заинтересованных должностных лиц и органов общества в суды, к этой теме обратились Верховный и Высший Арбитражный Суды РФ. Соответствующее совместное Постановление было принято ими 2 апреля 1997 г. N 4/8.

Пленумы рассмотрели проблему в двух аспектах и по каждому дали соответствующее разъяснение. Первый аспект принятого Судами решения касается рассмотрения дел, связанных с нарушением указанными органами обществ действующего законодательства безотносительно к характеру таких нарушений.

В этой связи Суды разъяснили, что неправомерные решения этих органов могут быть оспорены в судебном порядке не только тогда, когда это прямо предусмотрено Законом об акционерных обществах (его статьи 53, 55 и др.). Такие решения могут быть оспорены в суде также при отсутствии соответствующего указания Закона, если они не отвечают требованиям Закона и иных нормативных правовых актов и нарушают права и охраняемые законом интересы акционера. Ответчиком по такому делу является акционерное общество.

Второй аспект касается многочисленных случаев, когда советы директоров (наблюдательные советы) акционерных обществ под различными предлогами, нередко надуманными, отказывают акционерам от включения предлагаемых ими вопросов в повестку дня годового общего собрания акционеров, лишая их тем самым права, предусмотренного статьей 53 Закона. Точно также они отказывают акционерам, ревизионным комиссиям (ревизорам) и аудиторам обществ в их требованиях о проведении внеочередного общего собрания акционеров, нарушая тем самым права, предоставленные этим лицам и органам статьей 55 Закона.

Советы директоров (наблюдательные советы) многих акционерных обществ осуществляют такие неправомерные действия вопреки тому, что в пунктах 4 статей 53 и 55 Закона приводятся перечни оснований, по которым они вправе отказать от включения вопросов в повестку дня годового общего собрания акционеров и созыва внеочередного общего собрания акционеров.

В этой связи Верховный и Высший Арбитражный Суды дали следующее разъяснение. При рассмотрении дела о признании недействительным решения совета директоров (наблюдательного совета) общества об отказе во включении предложенного акционером вопроса в повестку дня годового общего собрания акционеров или кандидата в список для тайного голосования по выборам в совет директоров (наблюдательный совет) и ревизионную комиссию (статья 53 Закона), а также об отказе от созыва внеочередного общего собрания акционеров по требованию лиц, указанных в статье 55 Закона, необходимо учитывать, что перечень оснований для отказа содержится соответственно в пункте 4 статьи 53 Закона и пункте 4 статьи 55 Закона и является исчерпывающим *(23). Таким образом, совет директоров (наблюдательный совет) акционерного общества вправе отказать указанным выше лицам и органам во включении вопросов в повестку дня годового общего собрания акционеров и созыве внеочередного общего собрания лишь в соответствии с перечнями оснований для отказа, содержащимися в пунктах 4 статьей 53 и 55 Закона. Все другие причины отказа являются незаконными.

Вернемся к рассмотрению статьи 55 Закона об акционерных обществах. Согласно ее пункту 6 в случае, если в течение установленного срока (10 дней с даты предъявления требования о созыве внеочередного общего собрания акционеров) наблюдательным советом не принято решение о созыве собрания или принято решение об отказе от его созыва, внеочередное собрание может быть созвано лицами, требующими его созыва. В этом случае расходы по подготовке и проведению собрания могут быть возмещены по решению общего собрания акционеров за счет средств народного предприятия.

В связи с тем, что акционерам, требующим созыва внеочередного собрания, дано такое право, необходимо отметить, что при созыве ими собраний часто возникают весьма сложные проблемы, которые они не всегда оказываются способными успешно решить. Во-первых, если наблюдательный совет и генеральный директор против проведения такого собрания, то провести его в помещении общества и силами его персонала, как правило, не удается. Поэтому акционерам - организаторам созыва собрания необходимы значительные средства для аренды помещения, оплаты технических работников, выполняющих всю подготовительную работу и обслуживающих собрание, на почтовые расходы и т.д. и т.п., которые возместить за счет общества вряд ли удастся.

Причина заключается в том, что согласно пункту 6 статьи 55 расходы по подготовке и проведению собрания, созываемого акционерами, могут быть возмещены по решению этого собрания за счет средств общества. Как видим, такая норма не носит для общества обязательного характера, в связи с чем организаторы собрания должны быть готовы израсходовать собственные средства.

Во-вторых, еще одной весьма сложной проблемой является возможность срыва созываемого акционерами собрания из-за отсутствия на нем кворума, что выясняется лишь в начале работы собрания. В результате все старания и расходы акционеров, созвавших собрание, оказываются беспредметными.

В-третьих, усилия акционеров, созвавших внеочередное собрание, могут оказаться также беспредметными, если собрание не примет предлагаемое ими решение или примет прямо противоположное решение.

В-четвертых, акционеры, самостоятельно созывающие внеочередное собрание, должны досконально знать всю процедуру подготовки и проведения общего собрания акционеров. В противном случае они, как это часто бывает, неизбежно допустят много ошибок, в результате чего принятые собранием решения могут быть признаны не действительными.

 

Статья 12. Наблюдательный совет народного предприятия

 

1. Наблюдательный совет осуществляет общее руководство деятельностью народного предприятия и может принимать решения по всем вопросам, за исключением вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания акционеров, а также вопросов, отнесенных настоящим Федеральным законом и уставом народного предприятия к компетенции генерального директора народного предприятия.

2. К исключительной компетенции наблюдательного совета относятся следующие вопросы:

1) созыв годового и внеочередных общих собраний акционеров, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 6 статьи 55 Федерального закона "Об акционерных обществах";

2) утверждение повестки дня общего собрания акционеров;

3) определение даты составления списка акционеров, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, и другие вопросы, отнесенные к компетенции наблюдательного совета в соответствии с положениями главы VII Федерального закона "Об акционерных обществах" и связанные с подготовкой и проведением общего собрания акционеров;

4) определение размера дивиденда по акциям народного предприятия и порядка его выплаты;

5) использование резервного и иных фондов народного предприятия;

6) утверждение внутренних документов народного предприятия, предусмотренных уставом народного предприятия;

7) создание филиалов и открытие представительств народного предприятия.

3. Вопросы, отнесенные к исключительной компетенции наблюдательного совета, не могут быть переданы для решения генеральному директору народного предприятия.

Полномочия наблюдательного совета по другим вопросам, предоставленные ему в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом народного предприятия, могут быть переданы решением общего собрания акционеров генеральному директору народного предприятия или контрольной комиссии на определенный срок, но не более чем на один год.

4. Председателем наблюдательного совета является входящий в него по должности генеральный директор народного предприятия, если уставом народного предприятия не предусмотрено иное.

5. Наблюдательный совет избирается сроком на три года.

6. Генеральный директор народного предприятия, его заместители и помощники не могут составлять более 30 процентов количественного состава наблюдательного совета.

7. При списочной численности работников народного предприятия более одной тысячи человек и при наличии в их составе более 2 процентов работников-неакционеров один представитель работников-неакционеров, выбираемый общим собранием работников-неакционеров, должен входить в состав наблюдательного совета.

8. Заседания наблюдательного совета созываются председателем наблюдательного совета по его инициативе, по требованию члена (членов) наблюдательного совета, по требованию контрольной комиссии, по требованию не менее 5 процентов акционеров или по требованию акционеров (акционера), которым принадлежит не менее 5 процентов акций народного предприятия.

9. Решения каждого заседания наблюдательного совета доводятся до сведения работников народного предприятия.

 

Комментарий к статье 12

 

  Компетенция наблюдательного совета                                    

  Подготовка к проведению общего собрания акционеров                    

  О составлении  списка акционеров, имеющих право на участие в общем    

  собрании акционеров                                                   

  Информация о проведении общего собрания акционеров                     

  Порядок участия акционеров в общем собрании акционеров                

  Регистрация участников общего собрания акционеров, определение его    

  кворума                                                               

  Протокол собрания                                                      

  О председателе наблюдательного совета                                 

  О представителе работников-неакционеров в наблюдательном совете       

  Об организации работы наблюдательного совета                           

 

Компетенция наблюдательного совета

 

В пункте 1 статьи 12 определяются общие границы компетенции, полномочий, наблюдательного совета народного предприятия. Он осуществляет общее руководство деятельностью народного предприятия и может принимать решения по всем вопросам, за исключением вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания акционеров, а также вопросов, отнесенных настоящим Законом и уставом народного предприятия к компетенции генерального директора народного предприятия.

Согласно пункту 2 к исключительной компетенции наблюдательного совета относится решение следующих вопросов:

1) созыв годового и внеочередных общих собраний акционеров народного предприятия, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 6 статьи 55 Закона об акционерных обществах *(24);

2) утверждение повестки дня общего собрания акционеров;

3) определение даты составления списка акционеров, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, и другие вопросы, отнесенные к компетенции наблюдательного совета в соответствии с положениями главы VII Закона об акционерных обществах и связанные с подготовкой и проведением общего собрания акционеров;

4) определение размера дивиденда по акциям народного предприятия и порядка его выплаты;

5) использование резервного и иных фондов народного предприятия;

6) утверждение внутренних документов народного предприятия, предусмотренных уставом народного предприятия;

7) создание филиалов и открытие представительств народного предприятия.

Согласно пункту 3 статьи 12 вопросы, отнесенные к исключительной компетенции наблюдательного совета, не могут быть переданы для решения генеральному директору народного предприятия.

Полномочия наблюдательного совета по другим вопросам, предоставленным ему в соответствии с настоящим Законом и уставом народного предприятия, могут быть переданы решением общего собрания акционеров генеральному директору народного предприятия или ревизионной (контрольной) комиссии на определенный срок, но не более чем на один год.

Ниже мы прокомментируем ряд положений подпункта 3 пункта 2 статьи 12, связанных с подготовкой и проведением общего собрания акционеров народного предприятия.

 

Подготовка к проведению общего собрания акционеров

 

Согласно статье 54 Закона об акционерных обществах при подготовке общего собрания акционеров наблюдательный совет, а в случаях, предусмотренных пунктом 6 статьи 55 указанного Закона, лица, созывающие собрание, определяют:

- дату, место и время проведения собрания;

- повестку дня собрания;

- дату составления списка акционеров, имеющих право на участие в собрании;

- порядок сообщения акционерам о проведении общего собрания; *(25)

- перечень информации (материалов), предоставляемой акционерам при подготовке к проведению собрания;

- форму и текст бюллетеня для голосования в случае голосования бюллетенями.

Как видим, вся подготовка к собранию в статье 54 сводится к ряду чисто формальных решений наблюдательного совета или лиц, созывающих собрание. В то же время, подготовка к собранию заключается в проведении многих организационных и иных мероприятий. К тому же много чисто технических действий, связанных с подготовкой к собранию, в Законе, естественно, не могли найти отражения, в этом нет необходимости. Однако без их проведения подготовить собрание невозможно.

Такая организационная и техническая работа очень часто возлагается на административно-управленческий персонал под руководством генерального директора общества. Особая группа не создается, отдельные работники выполняют различные поручения, состав их от собрания к собранию меняется, в их действиях отсутствует, как правило, профессионализм, что ведет к многочисленным упущениям в работе, нарушению прав акционеров. Нередко это ставит под сомнение законность принятых собранием решений.

Для того чтобы обеспечить соблюдение всех требований к проведению собраний, исключить нарушение законодательства, народному предприятию целесообразно пойти по пути акционерных обществ, создавших на постоянной основе оргкомитеты по созыву и проведению собраний. Решение о создании оргкомитета принимается наблюдательным советом по согласованию с генеральным директором общества, поскольку в его подчинении находится административно-управленческий персонал. Возглавляет оргкомитет секретарь наблюдательного совета. Членам оргкомитета после проведения собрания выплачивается определенное вознаграждение в зависимости от качества и объема их работы. Размер и порядок выплаты вознаграждения членам оргкомитета носят постоянный характер, не устанавливаются от случая к случаю, что хорошо их стимулирует.

После принятия наблюдательным советом решения о созыве общего собрания акционеров перед оргкомитетом ставится ряд весьма сложных задач: организация разработки проектов документов, выносимых на собрание, подготовка предложений по формированию состава секретариата собрания, счетной комиссии; рассылка уведомлений, составление бюллетеней, утверждение порядка голосования и т.д. Результативность собрания акционеров в значительной степени зависит от того, насколько четко проработана организация его проведения, налажено взаимодействие ведущего собрание, секретариата, держателя реестра, счетной и ревизионной комиссий и участников собрания.

Для того чтобы избежать так хорошо нам известных пустопорожних дискуссий, шквала вопросов из зала по процедурным вопросам, необходим регламент (порядок) проведения собрания акционеров, являющийся составной частью устава общества. В самом общем виде задача, стоящая перед разработчиками регламента, заключается в том, чтобы зафиксировать механизм проведения собрания, что позволит ведущему собрание, его секретариату, счетной комиссии, акционерам соблюсти его процедуру.

 

О составлении списка акционеров, имеющих право на участие

в общем собрании акционеров

 

Такой список составляется в порядке, предусмотренном статьей 51 "Право на участие в общем собрании акционеров" Закона об акционерных обществах. Согласно этой статье список акционеров, имеющих право на участие в общем собрании акционеров (годовом и внеочередном), составляется на основании данных реестра акционеров народного предприятия на дату, устанавливаемую наблюдательным советом. При этом дата составления списка не может быть установлена ранее даты принятия решения о проведении общего собрания акционеров и более, чем за 60 дней до даты проведения общего собрания.

Список содержит имя (наименование) каждого акционера, его адрес (место нахождения), данные о количестве принадлежащих ему акций народного предприятия. По требованию акционера народное предприятие обязано предоставить ему информацию о включении его в список акционеров, имеющих право на участие в общем собрании акционеров.

Список представляется для ознакомления по требованию лиц, зарегистрированных в реестре акционеров народного предприятия и обладающих не менее чем 10 процентами голосов на общем собрании акционеров. Для составления списка акционеров, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, номинальный держатель акций представляет данные о лицах, в интересах которых он владеет акциями, на дату составления списка.

Изменения в список акционеров, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, могут вноситься только в случае восстановления нарушенных прав лиц, не включенных в указанный список на дату его составления, или исправления ошибок, допущенных при его составлении.

 

Информация о проведении общего собрания акционеров

 

Порядок доведения такой информации до акционеров регламентируется статьей 52 Закона об акционерных обществах. Сообщение акционерам о проведении общего собрания акционеров осуществляется путем направления им письменного уведомления или опубликования информации.

Форма сообщения акционерам о проведении собрания, в том числе орган печати в случае сообщения в форме опубликования информации, определяется уставом общества или решением общего собрания акционеров. Если же форма сообщения акционерам о проведении собрания не определена, то уведомление о его проведении осуществляется заказным письмом.

Общество вправе информировать акционеров через иные средства массовой информации (телевидение, радио), что также должно быть отражено в уставе общества или в решении общего собрания акционеров. Таким образом, перед акционерными обществами открыта возможность самим выбрать форму сообщения акционерам о проведении собрания, закрепив ее в уставе общества или решением общего собрания акционеров. При этом принципиально важно, чтобы гарантировалось доведение информации до каждого акционера.

Известно, например, что во многих закрытых акционерных обществах, в которых большинство акционеров является их работниками, информация о проведении собрания осуществляется путем вывешивания объявлений. Что же касается акционеров, которые не являются работниками общества, то им направляется письменное уведомление.

Правда, в этом случае существует опасность опротестования решений собрания в судебном порядке со стороны акционеров, недовольных такими решениями. Однако определение суда будет зависеть, в том числе, от того, признает ли он такое нарушение положений статьи 52 Закона об акционерных обществах существенным или не признает. К тому же, определение суда будет зависеть от того, могло ли присутствие на собрании акционера (акционеров), обратившихся в суд, повлиять на итоги голосования или не могло повлиять.

По нашему мнению, возможен иной путь применения положения абзаца 1 пункта 1 статьи 52, где говорится, что сообщение акционерам о проведении их общего собрания осуществляется путем направления им письменного уведомления. Вместо направления уведомления вполне возможно его вручить лично работнику-акционеру по месту работы под расписку. В конечном счете важно, чтобы акционер вовремя получил уведомление. Что же касается акционеров - физических лиц, не являющихся работниками народного предприятия, и акционеров - юридических лиц, то им уведомление следует направлять, если уставом общества не предусмотрена иная форма уведомления.

Что касается срока сообщения акционерам о проведении собрания, то он устанавливается уставом общества. Минимальный срок сообщения статьей 52 предусмотрен для обществ с числом акционеров - владельцев голосующих акций более тысячи. Такое общество обязано направить письменное уведомление или опубликовать информацию о проведении общего собрания акционеров не позднее чем за 30 дней до даты его проведения.

Сообщение о проведении собрания должно содержать:

- наименование и место нахождения общества;

- дату, время и место проведения собрания;

- дату составления списка акционеров, имеющих право на участие в собрании;

- вопросы, включенные в повестку дня собрания; порядок ознакомления акционеров с информацией (материалами), подлежащей представлению акционерам при подготовке к проведению собрания.

К информации (материалам), подлежащей представлению акционерам при подготовке годового общего собрания акционеров относятся годовой отчет общества, заключение ревизионной комиссии (ревизора) общества и аудитора общества по результатам годовой проверки финансово-хозяйственной деятельности общества, сведения о кандидатах в наблюдательный совет и ревизионную комиссию общества, а также другие материалы по вопросам повестки дня собрания. Состав и содержание материалов, подлежащих представлению акционерам при подготовке внеочередного собрания акционеров, определяется наблюдательным советом или иными лицами, созывающими собрание.

Особый порядок информирования акционеров о проведении общего собрания статьей 52 Закона об акционерных обществах предусмотрен для тех из них, которые доверили представление своих интересов на собрании своим представителям - номинальным держателям акций *(26).

В том случае, если эти номинальные держатели акций зарегистрированы в реестре акционеров общества, то сообщение о проведении собрания акционеров направляется в их адрес. Номинальные держатели акций, в свою очередь, обязаны довести в установленном порядке сообщение до сведения своих клиентов.

 

Порядок участия акционеров в общем собрании акционеров

 

Наблюдательный совет народного предприятия обязан обеспечивать и контролировать соблюдение порядка участия акционеров в их общем собрании, предусмотренный статьей 57 Закона об акционерных обществах. Согласно статье 57 право на участие в общем собрании акционеров осуществляется акционером как лично, так и через своего представителя. Акционер вправе в любое время заменить своего представителя на общем собрании акционеров или лично принять участие в общем собрании акционеров.

Представитель акционера на общем собрании акционеров действует в соответствии с полномочиями, основанными на указаниях федеральных законов или актов уполномоченных на то федеральных органов, или органов местного самоуправления либо доверенности, составленной в письменной форме. Доверенность на голосование должна содержать сведения о представляемом и представителе (имя или наименование, место жительства или место нахождения, паспортные данные). Доверенность на голосование должна быть оформлена в соответствии с требованиями пунктов 4 и 5 статьи 185 ГК РФ или удостоверена нотариально.

Пунктом 4 статьи 185 ГК РФ предусмотрены случаи, в которых доверенность может быть удостоверена организацией, в которой доверитель работает или учится, жилищно-эксплуатационной организацией по месту его жительства и администрацией стационарного лечебного учреждения, в котором он находится на излечении.

А согласно пункту 5 этой статьи доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это его учредительными документами, с приложением печати этой организации. Как видим, доверенность на участие в общем собрании акционеров, выданная акционером его представителю, может быть заверена в указанном выше порядке. Если это не будет сделано, доверенность должна быть заверена нотариально.

Представительство и порядок выдачи доверенности, ее содержание регламентируются статьями 182 - 189 ГК РФ. Там, в частности, сказано, что доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами. Срок действия доверенности не может превышать трех лет. Если срок в доверенности не указан, она сохраняет силу в течение года со дня ее совершения. Доверенность, в которой не указана дата ее совершения, ничтожна (т.е. не порождает никаких последствий, кроме того, что она недействительна).

Действие доверенности прекращается вследствие: истечения срока доверенности; отмены доверенности лицом, выдавшим ее: отказа лица, которому она была выдана; прекращения юридического лица, от имени которого она была выдана; прекращения юридического лица, которому выдана доверенность; смерти гражданина, выдавшего доверенность, признания его недееспособным, ограниченно дееспособным или безвестно отсутствующим.

Лицо, выдавшее доверенность, не может во всякое время отменить доверенность, а лицо, которому доверенность выдана, - отказаться от нее. Соглашение об отказе от этих прав ничтожно. Лицо, выдавшее доверенность и впоследствии отменившее ее, обязано известить об этом лицо, которому доверенность выдана, также известных ему третьих лиц (в данном случае - народное предприятие), для представительства перед которыми дана доверенность.

Права и обязанности, возникшие в результате действий лица, которому выдана доверенность, до того, как это лицо узнало или должно было узнать о ее прекращении, сохраняют силу для выдавшего доверенность и его правопреемников в отношении третьих лиц (в данном случае - народное предприятие). Это правило не применяется, если третье лицо (в данном случае - народное предприятие) знало или должно было знать, что действие доверенности прекратилось. По прекращении доверенности лицо, которому она выдана, или его правопреемники обязаны немедленно вернуть доверенность.

В силу изложенного, утверждение некоторых заинтересованных должностных лиц акционерных обществ о том, что представлять интересы акционеров на их общих собраниях может лишь ограниченный круг работников, как правило, руководящих не основано на законе. Мало того, оно ему прямо противоречит. Любой акционер вправе выдать доверенность на представление его интересов на общем собрании акционеров любому правомочному и дееспособному гражданину или юридическому лицу.

Кроме того, закон четко определяет причины, в силу которых прекращается доверенность. Поэтому никакое должностное лицо не вправе прекращать действие доверенности по иным, надуманным, основаниям как это имело место в ряде акционерных обществ.

Возвращаясь к тексту статьи 57 Закона об акционерных обществах, отметим, что в случае передачи акции (акций) после даты составления списка акционеров, имеющих право на участие в общем собрании акционеров и до даты проведения общего собрания, лицо, включенное в этот список, обязано выдать приобретателю акции (акций) доверенность на голосование или голосовать на общем собрании в соответствии с указаниями приобретателя акций.

 

Регистрация участников общего собрания акционеров,

определение его кворума

 

Закон обходит стороной порядок регистрации участников общего собрания акционеров, тогда как этот этап проведения собрания очень важен. Задачи, которые решаются на этом этапе, можно сформулировать следующим образом:

- персональный учет акционеров и их представителей, участвующих в собрании;

- подсчет общего числа акционеров, их представителей, участвующих в собрании, установление наличия кворума для проведения собрания;

- исключение возможности участия в собрании, голосовании лиц, не являющихся на день проведения собрания владельцами голосующих акций;

- то же в отношении представителей акционеров, чьи полномочия не подтверждены доверенностями.

Для того чтобы избежать ненужных осложнений, неразберихи при регистрации участников собрания, целесообразно заранее заготовить для каждого из них конверт с имеющимися документами. При регистрации участник собрания предъявляет документ, удостоверяющий личность. Работник секретариата отыскивает его имя в журнале регистрации, составленном на основе реестра акционеров, и выдает конверт, а акционер расписывается в получении документов. Если в собрании участвует не сам акционер, а его представитель, работник секретариата должен удостоверить личность представителя и наличие соответствующей доверенности на право участия в собрании, голосовании. После этого соответствующее лицо допускается к участию в собрании. Счетная комиссия ведет учет зарегистрированных акционеров, их представителей, определяет наличие кворума.

Порядок определения кворума общего собрания акционеров регламентируется статьей 58 Закона об акционерных обществах. Собрание правомочно, т.е. имеет кворум, если на момент окончания регистрации для участия в собрании зарегистрировались акционеры (их представители), обладающие в совокупности более чем половиной голосов размещенных голосующих акций общества. На практике это означает, что кворум имеется, если зарегистрировались акционеры, обладающие в совокупности пятьюдесятью процентами голосующих акций плюс одна голосующая акция. В случае, если проводится заочное голосование, то при определении кворума и подведении итогов голосования, учитываются голоса, представленные бюллетенями, полученными обществом от акционеров (их представителей), не позднее чем за два дня до даты проведения собрания.

Если на момент окончания регистрации для участия в собрании кворум не собран, объявляется дата проведения нового собрания. Новое собрание обязательно проводится по повестке дня не состоявшегося собрания, ее изменение не допускается. Новое собрание, созванное взамен несостоявшегося, считается правомочным, если на момент окончания регистрации для участия в нем зарегистрировались акционеры (их представители), обладающие в совокупности не менее чем 30 процентами голосов размещенных голосующих акций общества.

Сообщение о проведении нового общего собрания акционеров осуществляется в форме, предусмотренной пунктом 1 статьи 52 Закона, но не позднее чем за 10 дней до даты его проведения. При переносе даты проведения собрания в связи с отсутствием кворума менее чем на 20 дней акционеры, имеющие право на участие в собрании, определяются в соответствии со списком акционеров, имеющих право на участие в несостоявшемся собрании. Такая запись означает, что если собрание перенесено на 20 и более дней, необходимо составлять новый список акционеров, имеющих право на участие в новом собрании.

 

Протокол собрания

 

Порядок составления и содержание протокола общего собрания акционеров регламентируется статьей 63 Закона об акционерных обществах. Он составляется не позднее 15 дней после закрытия собрания в двух экземплярах, подписываемых председательствующим на собрании и его секретарем. В протоколе указываются:

- место и время проведения собрания;

- общее количество голосов, которыми обладают акционеры - владельцы голосующих акций общества;

- количество голосов, которыми обладают акционеры, принимающие участие в собрании;

- председатель (президиум) и секретарь собрания, повестка дня собрания.

В протоколе должны также содержаться основные положения выступлений, вопросы, поставленные на голосование, и итоги голосования по ним, решения, принятые собранием. Как видим, порядок ведения протокола общего собрания акционеров изложен в Законе весьма лаконично. На наш взгляд, он требует уточнения в уставе общества для того, чтобы обеспечить правильность и своевременность оформления протокола, исключить бытующее в нашей действительности совершенно нетерпимое явление, когда решения собрания переписываются задним числом в угоду чьих-либо групповых и личных интересов, не считающееся в то же время должностным преступлением.

Поэтому в уставе общества целесообразно изложить обязательные требования к конкретным должностным лицам по ведению, оформлению и хранению протоколов. В этой связи, на наш взгляд, практический интерес представят такие требования:

1. Протокол собрания ведется на основании повестки дня, основных положений выступлений участников собрания, вопросов, поставленных на голосование, протоколов секретариата о регистрации и протоколов счетной комиссии о голосовании. Протоколы в двух экземплярах (оригинал и страховая копия) подписываются председателем собрания и секретарем собрания и оформляются не позднее ... дней после окончания собрания.

2. Оригиналы протоколов собраний находятся на хранении в архиве общества, страховые копии протоколов - у секретаря совета директоров. По требованию акционеров или их полномочных представителей протоколы собраний предоставляются им для ознакомления секретарем наблюдательного совета в порядке, предусмотренном статьей 91 Закона об акционерных обществах.

3. В случае обнаружения ошибок, неточностей, недостоверного изложения фактов в протоколе собрания, акционер вправе требовать от наблюдательного совета их исправления. В свою очередь, наблюдательный совет обязан принять меры по внесению в протокол соответствующих изменений и уточнений, а также сделать об этом соответствующее сообщение следующему собранию акционеров, внеся данный вопрос в его повестку дня.

 

О председателе наблюдательного совета

 

Согласно пункту 4 статьи 12 председателем наблюдательного совета является входящий в него по должности генеральный директор народного предприятия, если уставом народного предприятия не предусмотрено иное.

Как следует из текста пункта 4, собрание акционеров вправе скорректировать в уставе народного предприятия положения о том, что:

- генеральный директор по должности входит в состав наблюдательного совета, являясь его членом;

- генеральный директор является председателем наблюдательного совета.

Что касается того, что генеральный директор по должности входит в состав наблюдательного совета, то, по нашему мнению, целесообразность этого очевидна. Глава исполнительной власти народного предприятия, обладающий всесторонней информацией и принимающий от его имени решения, должен быть в составе совета, оказывая влияние на принятие советом решений.

В то же время целесообразность руководства наблюдательным советом генеральным директором вызывает большие сомнения. В этом случае по существу пропадает смысл функционирования наблюдательного совета, который, в принципе, должен контролировать деятельность исполнительной власти народного предприятия, персонифицированной в лице генерального директора, "наблюдать" за деятельностью этой власти. Если же генеральный директор станет председателем наблюдательного совета, то в его руках сосредоточится и представительная и исполнительная власть в народном предприятии, его деятельность станет по существу бесконтрольной со всеми вытекающими отсюда для народного предприятия негативными последствиями. Именно поэтому в уставе народного предприятия следует записать, что, являясь по должности членом наблюдательного совета, генеральный директор не должен быть его председателем.

 

О представителе работников-неакционеров

в наблюдательном совете

 

Согласно пункту 7 статьи 12 при списочной численности работников народного предприятия более одной тысячи и при наличии в их составе более 2 процентов работников-неакционеров один представитель работников-неакционеров, выбираемый общим собранием работников-неакционеров, должен входить в состав наблюдательного совета.

При практическом применении этой нормы Закона могут возникнуть некоторые коллизии, о которых уже частично говорилось в комментарии к пункту 5 статьи 10. Работники-неакционеры, составляющие 2 - 10 процентов от общей численности работников народного предприятия, проводят свое собственное собрание для того, чтобы на нем избрать своего представителя в наблюдательный совет, создавая тем самым прецедент для проведения собраний и по другим интересующим их вопросам.

В то же время эти работники участвуют в общих собраниях работников (трудового коллектива), которым действующее законодательство представляет право принимать важные для них решения (о чем речь пойдет ниже). Мало того, как работники-неакционеры, так и работники-акционеры, являющиеся членами профсоюза и составляющие, как правило, большинство всех трудящихся на народном предприятии, участвуют в работе профсоюзных собраний, принимающих решения по социально-экономическим, профессиональным и иным, также чрезвычайно важным для работников вопросам.

В связи с изложенным нельзя не отметить, что вопросы трудовых отношений с администрацией народного предприятия в равной степени затрагивают интересы как работников-неакционеров, так и работников-акционеров: их в этом вопросе объединяет единство социально-экономических условий для всех работников народного предприятия.

Отличие работников-акционеров от работников-неакционеров никак не проявляется в области трудовых отношений с администрацией народного предприятия. Его, этого отличия, попросту нет. Их права, интересы, обязанности в качестве наемных работников - едины.

Поэтому, с нашей точки зрения, такое разделение трудящихся на работников-неакционеров и работников-акционеров - искусственно. И те, и другие в равной степени принимают решения, основанные на трудовом законодательстве, участвуя в работе общего собрания работников (трудового коллектива). К тому же большинство работников как акционеров, так и неакционеров принимают решения, также в соответствии с трудовым законодательством, участвуя в работе профсоюзного собрания.

Эта взаимосвязь профсоюзной организации со всеми работниками, со всем трудовым коллективом закреплена законодательно. Согласно статье 16.3 Закона РФ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" профсоюзы по уполномочию работников вправе иметь своих представителей в коллегиальных органах управления организацией. Применительно к народному предприятию это означает, что его профсоюзная организация вправе по уполномочию работников (как акционеров, так и неакционеров) иметь своего представителя в наблюдательном совете народного предприятия.

Подробно значение и роль представителя профсоюзной организации в наблюдательном совете народного предприятия будут рассмотрены в разделе "Народные предприятия и профсоюзы" настоящей работы. Здесь же еще раз отметим, что и представитель профсоюзной организации в наблюдательном совете, и представитель работников-неакционеров выражают общие для всех работников интересы. Поэтому крайне необходимо, чтобы их деятельность в совете была скоординирована, что должен взять на себя профсоюзный комитет.

 

Об организации работы наблюдательного совета

 

В пункте 8 статьи 12 регламентируется лишь порядок созыва наблюдательного совета. Заседания наблюдательного совета народного предприятия созываются его председателем по собственной инициативе, по требованию члена (членов) наблюдательного совета, по требованию ревизионной (контрольной) комиссии, по требованию не менее 5 процентов акционеров или по требованию акционеров (акционера), которым принадлежит не менее 5 процентов акций народного предприятия.

Что же касается порядка созыва и проведения заседаний наблюдательного совета, порядка принятия им решений, в статье 12 ничего не говорится. Поэтому по этим вопросам следует обратиться к положениям Закона об акционерных обществах, учтя положения пункта 8 статьи 12 Закона о народных предприятиях.

В соответствии со статьей 67 Закона об акционерных обществах председатель наблюдательного совета уполномочен созывать и организовывать работу этого органа управления общества. В случае его отсутствия его функции осуществляет один из членов совета по решению совета.

Порядок созыва и проведения заседаний совета определяется уставом общества или внутренним документом общества.

Уставом общества может быть предусмотрена возможность принятия решений советом заочным голосованием (опросным путем).

В соответствии с пунктом 2 статьи 68 Закона об акционерных обществах кворум для проведения заседания совета определяется уставом общества, но не должен быть менее половины от числа избранных членов совета.

В случае, когда количество членов совета становится менее половины количества, предусмотренного уставом общества, оно обязано созвать чрезвычайное (внеочередное) общее собрание акционеров для избрания нового состава совета. Оставшиеся члены совета вправе принимать решение только о созыве такого чрезвычайного (внеочередного) собрания.

Согласно пункту 3 статьи 68 решения на заседании совета принимаются большинством голосов присутствующих, если Законом об акционерных обществах, уставом общества или его внутренним документом, определяющим порядок созыва и проведения заседаний совета, не предусмотрено другое.

При решении вопросов на заседании совета каждый из его членов обладает одним голосом. Передача голоса одним членом совета другому члену совета запрещается. Уставом общества может быть предусмотрено право решающего голоса председателя совета при принятии советом решений в случае равенства голосов его членов.

Согласно пункту 4 статьи 68 на заседании совета ведется протокол, который составляется не позднее 10 дней после его проведения. В протоколе заседания указываются:

- место и время его проведения;

- лица, присутствующие на заседании;

- повестка дня заседания;

- вопросы, поставленные на голосование, и итоги голосования по ним;

- принятые решения.

Протокол подписывается председательствующим на заседании, который несет ответственность за правильность его составления.

Таковы положения Закона об акционерных обществах, регламентирующие организацию работы совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества. Как видим, они состоят из нескольких отрывочных фрагментов. Четкого, детально проработанного порядка организации работы совета в этом Законе не содержится.

Поэтому при разработке устава народного предприятия его акционерам неизбежно придется воспользоваться предоставленным им Законом правом самостоятельно регламентировать порядок созыва и проведения заседаний совета. Включить этот регламент в виде статьи (статей) желательно именно в устав, поскольку это должно сделать общее собрание акционеров, сделав гласными для всех акционеров правила работы наблюдательного совета. Если же регламент утвердить в виде особого внутреннего документа, то весьма вероятно, что это клеймо сделает сам наблюдательный совет, а может быть и не сделает совсем.

В результате деятельность наблюдательного совета народного предприятия будет бесконтрольна, что рано или поздно, но приведет с его стороны к различного рода нарушениям, злоупотреблениям служебным положением, принятию невыгодных для народного предприятия решений. К тому же, чем меньше в нем различных внутренних документов, о которых многие акционеры даже не будут знать, тем лучше для акционеров, самого народного предприятия. Все основополагающие правила деятельности его органов управления должны быть, по возможности, собраны в едином документе - уставе общества.

Задача регламентации организации и проведения заседаний наблюдательного совета народного предприятия облегчается тем, что в некоторых акционерных обществах уже накоплен известный опыт в этой области. Основываясь на положениях Закона об акционерных обществах и с учетом этого опыта, мы предлагаем примерный порядок (регламент) организации работы наблюдательного совета, который содержится в макете устава народного предприятия, прилагаемом к настоящей работе.

Хостинг от uCoz