Постатейный комментарий

 

Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом

 

1. Настоящий Федеральный закон определяет особенности создания и правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий) (далее - народные предприятия), права и обязанности их акционеров, а также обеспечивает защиту прав и интересов акционеров.

2. К народным предприятиям применяются правила Федерального закона "Об акционерных обществах" о закрытых акционерных обществах, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

 

Комментарий к статье 1

 

В п.1 этой статьи, во-первых, указано, что задача Закона определить особенности:

1. создания акционерных обществ работников (народных предприятий) *(7)

2. правового положения народных предприятий;

3. прав и обязанностей акционеров. *(8)

Во-вторых, указывается, что настоящий Закон обеспечивает защиту прав и интересов акционеров народных предприятий (определяя особенности их правового положения в его последующих статьях).

Согласно п.2 ст.1 к народным предприятиям применяются правила Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" *( 9) о закрытых акционерных обществах, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Таким образом, народное предприятие - это закрытое акционерное общество, но с определенными, характерными только для народного предприятия, особенностями, отличающими его от обыкновенного закрытого акционерного общества. Эти особенности определены Законом о народных предприятиях. Отсюда, в частности, следует, что правовое положение народного предприятия определяется Законом об акционерных обществах и Законом о народных предприятиях.

В этой связи нельзя не отметить, что признаки закрытого акционерного общества, характеризующие его организационно-правовую форму, определены ст.96 - 104 Гражданского кодекса Российской Федерации *(10). В частности, общее определение закрытого акционерного общества дается в его статье 97. Акционерное общество, акции которого распределяются только среди учредителей или иного заранее определенного круга лиц, признается закрытым акционерным обществом. Такое общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции либо иным образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц. Акционеры закрытого акционерного общества имеют преимущественное право приобретения акций, продаваемых другими акционерами этого общества.

Эти признаки отличают закрытое акционерное общество от открытого. Согласно указанной выше статье ГК РФ акционерное общество, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров, признается открытым акционерным обществом. Такое акционерное общество вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и их свободную продажу на условиях, устанавливаемых Законом и иными правовыми актами.

Закон об акционерных обществах, в свою очередь, уточняет и дополняет положения ГК РФ, давая более полную их характеристику.

Как следует из текста п.2 комментируемой статьи, Закон о народных предприятиях ни в коей мере не затрагивает положения статей ГК РФ, регламентирующие правовое положение закрытого акционерного общества. Этого, в принципе, и не должно быть. Закон о народных предприятиях предусматривает, об этом будет сказано в комментариях к его последующим статьям, несколько иные правила, чем те, которые предусмотрены Законом об акционерных обществах для закрытых акционерных обществах. Вот эти "иные правила" и характеризуют отличительные особенности организационно-правовой формы народного предприятия. Исходя из них, каждый коллектив должен будет разработать устав, в котором будут учтены все важные условия деятельности предприятия.

Авторы предлагают макет Устава акционерного общества работников (народного предприятия), приведенный в приложении к настоящей работе, и надеются, что он поможет в подготовке проекта тем, кто ранее не был знаком с разработкой таких документов.

 

Статья 2. Порядок создания народного предприятия

 

1. Народное предприятие может быть создано в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, путем преобразования любой коммерческой организации, за исключением государственных унитарных предприятий, муниципальных унитарных предприятий и открытых акционерных обществ, работникам которых принадлежит менее 49 процентов уставного капитала.

Создание народного предприятия иным способом не допускается.

2. Участники коммерческой организации в установленном законодательством Российской Федерации и учредительными документами данной организации порядке принимают решение о преобразовании ее в народное предприятие.

3. Участники коммерческой организации, голосовавшие против преобразования коммерческой организации в народное предприятие, имеют право в течение одного месяца после даты принятия указанного решения предъявить требование о выкупе своих акций (долей, паев) полностью или частично.

4. Работники коммерческой организации, участники которой приняли указанное в пункте 2 настоящей статьи решение не менее чем тремя четвертями голосов от их списочной численности, в установленном законодательством Российской Федерации порядке дают согласие на создание народного предприятия.

В случае, если работники коммерческой организации не дали согласия на создание народного предприятия, решение участников коммерческой организации о ее преобразовании в народное предприятие считается несостоявшимся.

5. Если работники коммерческой организации дали согласие на создание народного предприятия, те из них, кто решил стать акционером народного предприятия, и участники коммерческой организации, подлежащей преобразованию, заключают договор о создании народного предприятия.

В случае, если участники коммерческой организации и ее работники, решившие стать акционерами народного предприятия, не достигли согласия по условиям договора о создании народного предприятия, указанное в пункте 2 настоящей статьи решение считается несостоявшимся.

 

Комментарий к статье 2

 

Для того, чтобы принять правильное решение при создании народного предприятия, необходимо иметь представление о том:

Какие организации отнесены законодательством к коммерческим?

Какие государственные и муниципальные предприятия являются унитарными?

Ответим на эти вопросы в порядке их постановки.

1. Согласно статье 50 ГК РФ юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческими организациями). Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

2. В соответствии со статьей 113 ГК РФ унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.

В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

В тексте пунктов 2 - 5 статьи 2 приводится порядок принятия решения о создании народного предприятия путем преобразования коммерческой организации. Решение принимается двумя сторонами: участниками *(11) коммерческой организации и ее работниками. Каждая из этих сторон принимает свое решение самостоятельно.

Инициативу в решении этого вопроса проявляют участники коммерческой организации. Они вправе принять решение о преобразовании коммерческой организации в народное предприятие в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и учредительными документами данной организации.

В этой связи заметим, что преобразование организации является одной из форм ее реорганизации. Как реорганизация организации, так и ее разновидность - преобразование регламентируются статьями 57 - 60 ГК РФ. Кроме того федеральными законами, определяющими правовое положение того или иного типа коммерческой организации, ее организационно-правовую форму, могут предусматриваться дополнения и уточнения порядка ее реорганизации и преобразования.

Так, например, Законом об акционерных обществах предусмотрено в этой части следующее.

Согласно его статье 15 акционерное общество может быть добровольно реорганизовано в порядке, предусмотренном указанным Законом. Другие основания и порядок реорганизации общества определяются ГК РФ и иными федеральными законами. Что же касается порядка принятия решения о преобразовании акционерного общества, то он приводится в статье 20 этого закона.

Совет директоров (наблюдательный совет) преобразуемого общества выносит на решение общего собрания акционеров вопрос о преобразовании общества, порядке и об условиях осуществления преобразования, порядке обмена акций общества. Общее собрание акционеров принимает решение о преобразовании общества, порядке и об условиях осуществления преобразования общества, о порядке обмена его акций.

Участники создаваемого при преобразовании нового юридического лица принимают на своем совместном заседании решение об утверждении его учредительных документов и избрании (назначении) органов управления в соответствии с требованиями федеральных законов об этих организациях. Это означает, что при преобразовании акционерного общества в народное предприятие, его создание путем преобразования из акционеров общества осуществляется с учетом требований Закона о народных предприятиях.

Таков порядок преобразования акционерного общества в народное предприятие. Что же касается порядка преобразования в народные предприятия организаций других организационно-правовых форм, то, естественно, он будет во многом определяться законами, регламентирующими их правовое положение. Если же такие законы не приняты, то при преобразовании организации в народное предприятие следует, наряду с Законом о народных предприятиях, руководствоваться указанными выше статьями ГК РФ и учредительными документами данной организации.

Вернемся к тексту статьи 2 Закона о народных предприятиях. После того, как участники коммерческой организации приняли решение о ее преобразовании в народное предприятие, согласие на это должны дать ее работники, ведь им предстоит стать его акционерами. В случае, если работники не дали такое согласие, решение участников организации о ее преобразовании в народное предприятие считается несостоявшимся.

Согласно пункту 4 комментируемой статьи работники коммерческой организации большинством не менее чем тремя четвертями голосов от их списочной численности дают согласие на преобразование коммерческой организации в народное предприятие в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Видимо, речь идет о том, что согласие может дать лишь общее собрание работников (трудового коллектива) организации, иного способа принятия работниками (трудовым коллективом) решений попросту нет *(12).

Здесь мы невольно затронули не решенный до сих пор законодательно вопрос о механизме проведения общего собрания работников (трудового коллектива), тогда как согласно трудовому законодательству к компетенции этого собрания относится решение ряда весьма важных не только для работников, но и для самой организации вопросов, в том числе, теперь, дача согласия на создание народного предприятия. В этой связи обсуждение вопроса о порядке проведения общего собрания работников (трудового коллектива) представляется целесообразным.

Подготовка и проведение общего собрания работников следует организовать так, чтобы члены трудового коллектива приняли весьма важное для них решение вполне осознанно, Также внимательно необходимо отнестись к процедуре проведения собрания, поскольку она законодательно не регламентирована. При этом целесообразно учесть, что согласно ст.235-1 КЗоТ порядок и формы осуществления полномочий трудового коллектива определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Поскольку же оно не регламентирует порядок созыва, подготовки и проведения общего собрания трудового коллектива (работников), трудовые коллективы вправе сделать это сами.

Сделать это собранию необходимо потому, что преобразование коммерческой организации в народное предприятие может противоречить чьим-либо интересам. В этой связи возможно опротестование, в том числе и в судебном порядке, решений собрания. Не исключена, в частности, попытка отмены решения собрания со ссылкой на нарушение процедуры его проведения.

Проведению собрания должна предшествовать разъяснительная работа среди членов трудового коллектива, осуществляемая администрацией организации совместно с его профсоюзной организацией. Задача такой разъяснительной работы - создать у большинства работников, особенно их активной и авторитетной части, устойчивое мнение в пользу принятия обоснованного решения в пользу создания народного предприятия.

Для того чтобы собрание прошло успешно, не вызвало нареканий, в том числе и со стороны его участников, целесообразно, в частности, определить заранее порядок их информирования о проведении собрания. В этих целях органы, созывающие собрание определяют:

- дату, место и время проведения собрания;

- повестку дня собрания;

- порядок сообщения работникам о проведении собрания;

- перечень информации, предоставляемой работникам при подготовке к проведению собрания.

В сообщении (объявлении) о проведении собрания указываются:

- дата, место и время проведения собрания;

- вопросы, включенные в повестку дня собрания;

- порядок ознакомления работников с информацией, материалами к повестке дня собрания.

Далее, необходимо обеспечить явку членов трудового коллектива на собрание, обеспечить его кворум. Если в одно время и в одном месте общее собрание по объективным причинам провести невозможно, собрания следует провести по подразделениям предприятия, строго их формализовав и оформив соответствующими протоколами.

Нельзя оставить без внимания и такой важный вопрос, как регистрация участников собрания. Учитывая важность рассматриваемого на собрании вопроса, ее целесообразно провести поименно, заверив подписью каждого участника собрания.

Согласно п.5 ст.2 Закона о народных предприятиях, если работники коммерческой организации дали согласие на создание народного предприятия, те из них, кто решил стать его акционером, и участники коммерческой организации, подлежащей преобразованию, заключают договор *(13) о создании народного предприятия.

Такой договор заключается на условиях добровольности и полного равноправия сторон. Заключению договора, естественно, предшествуют переговоры о его условиях в рамках правил создания народного предприятия, определенных Законом о народных предприятиях. В случае, если участники коммерческой организации и ее работники, решившие стать акционерами народного предприятия, не достигли соглашения по условиям договора о создании народного предприятия, решение участников о создании народного предприятия считается несостоявшимся.

Ведение переговоров между сторонами будущего договора требует решения ряда организационных вопросов. Сторонам необходимо определить своих представителей, уполномоченных от их имени вести переговоры, подготовить проект договора. Со стороны участников коммерческой организации это сделает их общее собрание.

Что же касается работников, решивших стать акционерами, то им также придется созвать уже свое общее собрание для определения лиц, уполномоченных вести от их имени переговоры. При этом может возникнуть ситуация, когда работники - участники коммерческой организации примут участие в двух общих собраниях. Например, при преобразовании акционерного общества в народное предприятие его работники-акционеры примут участие в общем собрании акционеров, которое примет решение о преобразовании общества в народное предприятие, а затем уже как работники общества они соберутся на общее собрание работников (трудового коллектива), чтобы дать (не дать) согласие на такое преобразование общества.

Аналогичная ситуация сложится, когда надо будет вести переговоры о заключении договора, подготовить его проект. Работники - участники коммерческой организации будут раздельно принимать решение на общем собрании акционеров и на собрании работников, решивших стать акционерами уже народного предприятия.

И, наконец, п.3 ст.2 предусмотрено, что участники коммерческой организации, голосовавшие на своем общем собрании против преобразования коммерческой организации в народное предприятие, имеют право в течение одного месяца после даты принятия указанного решения предъявить требование о выкупе своих акций (долей, паев) полностью или частично.

Хостинг от uCoz