Александр Киселев
Кандидат исторических наук
Доцент кафедры отечественной истории
Омский педагогический университет| Заработная плата наемных работников в Омске в начале ХХ в. |
Заработная плата в кон. Х1Х - нач. ХХ вв. составляла главный, а для многих категорий наемных работников Омска единственный источник дохода. Выплачивалась она обычно повременно. Сдельные формы оплаты труда применялись, как правило, только на крупных индустриальных предприятиях (на железной дороге - с 1908-1909 гг.), в некоторых магазинах.
Средние номинальные месячные заработки рабочих фабрично-заводских предприятий в Акмолинской области, промышленным центром которой был Омск, выглядели следующим образом:
1897 г. - 9,7 руб., 1908 г. - 23,6 руб., 1914 г. - 36 руб.
По данным базарного смотрителя и послужных списков железнодорожников, поденная заработная плата рабочих отдельных профессиональных категорий в начале 900-х гг. составляла в копейках см. таблицу.
Значительный рост номинальной заработной платы у рабочих Омска был связан с революционными событиями 1905-1907 гг., возросшей профессиональной организованностью и стачечной борьбой трудящихся города. В 1905-1907 гг. заработки названных профессиональных категорий рабочих в копейках поднялись до см. таблицу.
Профессия / Год | 1901 | 1902 | 1903 | 1904 | 1905 | 1906 | 1907 | 1908 | 1909 | 1910 | 1911 | 1912 | 1913 | 1914 | 1915 | 1916 | |||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Чернорабочий | 55 | 55 | 58 | 68 | 78 | 85 | 86 | 86 | 88 | 88 | - | - | - | - | - | - | |||
Штукатур | 108 | 111 | 115 | 122 | 130 | 138 | 145 | 150 | 149 | 147 | 167,5 | 223,1 | 262,5 | ||||||
Кузнец | 112 | 109 | 115 | 119 | 140 | 143 | 145 | 148 | 149 | 147 | - | - | - | 181,7 | 206,5 | 236,1 | |||
Маляр | 117 | 111 | 115 | 122 | 135 | 140 | 145 | 148 | 149 | 147 | - | - | - | 181,7 | 209,5 | 240,6 | |||
Столяр | 117 | 111 | 115 | 122 | 137 | 142 | 146 | 148 | 149 | 147 | - | - | - | 181,7 | 200,1 | 291,7 | |||
Каменщик | 117 | 111 | 113 | 122 | 137 | 140 | 146 | 148 | 149 | 147 | - | - | - | 181,7 | 200 | 250 | |||
Плотник | 100 | 92 | 90 | 110 | 124 | 122 | 113 | 106 | 117 | 116 | - | - | - | 170 | 182,9 | 259,4 | |||
Слесарь | 117 | 111 | 113 | 122 | 144 | 142 | 148 | 149 | 149 | 147 | - | - | - | 175 | 224,8 | 288,9 |
Рабочие железнодорожных мастерских:
Профессия / Год | 1901 | 1902 | 1903 | 1904 | 1905 | 1906 | 1907 | 1908 | 1909 | 1910 | 1911 | 1912 | 1913 | 1914 | 1915 | 1916 | |||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Слесарь | 70 | 75 | 80 | 90 | 110 | 110 | 115 | 120 | 120 | 125 | 130 | 130 | 140 | 145 | 150 | 150 | |||
Литейщик | 65 | 70 | 75 | 75 | 80 | 85 | 95 | 100 | 105 | 110 | 115 | 130 | 135 | 140 | 145 | 145 | |||
Столяр | 70 | 80 | 90 | 100 | 110 | 115 | 120 | 130 | 135 | 135 | 140 | 140 | 145 | 145 | 150 | 150 | |||
Кузнец | 130 | 135 | 140 | 145 | 150 | 160 | 180 | 200 | 210 | 210 | 215 | 220 | 220 | 220 | 225 | 225 | |||
Плотник | 100 | 105 | 105 | 110 | 115 | 120 | 140 | 145 | 145 | 155 | 160 | 160 | 165 | 170 | 175 | 180 | |||
Молотобоец | 65 | 70 | 75 | 85 | 90 | 100 | 110 | 130 | 140 | 150 | 160 | 170 | 170 | 175 | 180 | 200 | |||
Котельщик | 75 | 78 | 80 | 80 | 80 | 90 | 100 | 130 | 130 | 130 | 135 | 140 | 145 | 150 | 160 | 170 | |||
Токарь | 60 | 65 | 70 | 75 | 80 | 80 | 85 | 90 | 95 | 95 | 100 | 100 | 110 | 120 | 140 | 160 | |||
Жестянщик | 120 | 125 | 130 | 140 | 150 | 160 | 170 | 180 | 185 | 185 | 190 | 190 | 195 | 200 | - | - | |||
Чернорабочий | 55 | 60 | 65 | 70 | 75 | 80 | 85 | 90 | 95 | 95 | 100 | 100 | 100 | 100 | 110 | 120 |
В 1908-1910 гг. рост заработков значительно замедлился, возобновившись лишь в предвоенные годы. Исключение составила заработная плата железнодорожников, которая увеличивалась более или менее постоянно. С 1908-1909 гг. администрация железной дороги начала борьбу за повышение доходности предприятия за счет сокращений и интенсификации труда рабочих. Как выглядели в 1908-1913 гг. номинальные заработки в копейках см. таблицу.
Во время мировой войны инфляция, рост цен на предметы потребления и спроса на рабочие руки, вследствие мобилизаций привели к заметному увеличению средней поденной заработной платы (см. таблицу).
Увеличение заработков было значительным у вольнонаемных рабочих - мужчин; меньше у женщин и военнообязанных (к числу последних относились, в частности, многие рабочие железнодорожных мастерских), еще меньше - у военнопленных.
Помимо погодных изменений номинальная заработная плата у значительной части наемных рабочих колебалась и в течение года. Начало навигации, строительных работ в городе и сельскохозяйственных в деревне в апреле-мае каждого года вызывали повышение цен на рабочие руки. Свертывание этих работ в октябре-ноябре приводило к уменьшению заработков.
По многочисленным свидетельствам омских газет, номинальные заработки рабочих и служащих существенным образом снижались штрафами, вычетами за хозяйский харч и жилье, просто "в залог", задержками выплаты рабочим заработанных денег. Имели место случаи работы в ремесленных заведениях только за харч и жилье.
Вместе с тем, на многих предприятиях города (например, в железнодорожных мастерских, на заводах Мариупольского, Т-ва "Довборы") существовала система различного рода наградных. При этом преследовалась цель либо удержать квалифицированных рабочих (процентная прибавка к заработной плате для тех, кто проработал на предприятии определенный срок), либо интенсификация труда (например, поверстные, премии за экономию топлива у служащих подвижного состава на железной дороге). Выплачивались пособия и в виде материальной помощи на "устройство быта", в железнодорожных мастерских - при крещении детей, смерти членов семьи рабочего и служащего.
Размеры прибавок и пособий, как и штрафов и вычетов, определению не поддаются. Годовые премиальные на заводе Т-ва "Довборы" в 1909 г. составили, например, довольно значительную сумму - 22 руб. на человека, а старослужащие на железной дороге получили всего 4,5 процента годового оклада. На крещение детей железнодорожникам выдавалось 8 руб., на погребение умершего ребенка - 8 руб., взрослого члена семьи- 25 руб. Часть рабочих пивоваренного завода Мариупольского в 1910 г. ежедневно получали прибавку натурой - по 2 бутылки пива.
Реальная заработная плата омских рабочих на протяжении начала ХХ в. имела тенденцию к сокращению - рост цен, как правило, обгонял увеличение номинальных заработков. Исключение составляла заработная плата чернорабочих, на труд которых предъявлялся все больший спрос и, которые в абсолютном исчислении всегда были самыми низкими. Для большинства профессиональных категорий рабочих исключительными были 1905-1907 гг., когда их материальное положение несколько улучшилось.
Динамика реальной заработной платы, т.е. номинальных заработков в соотношении с ценами на продукты питания в процентах выглядела следующим образом:
Профессия/Годы | 1901 | 1902 | 1903 | 1904 | 1905 | 1906 | 1907 | 1908 | 1909 | 1910 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Чернорабочий | 100 | 100 | 106 | 124 | 140 | 155 | 156 | 160 | 160 | 160 |
Штукатур | 100 | 103 | 106 | 113 | 120 | 128 | 134 | 139 | 138 | 136 |
Кузнец | 100 | 97 | 103 | 106 | 125 | 128 | 130 | 132 | 133 | 131 |
Маляр | 100 | 95 | 98 | 104 | 115 | 120 | 124 | 127 | 127 | 126 |
Столяр | 100 | 95 | 97 | 104 | 117 | 121 | 125 | 127 | 127 | 126 |
Каменщик | 100 | 95 | 97 | 104 | 117 | 128 | 125 | 127 | 127 | 126 |
Плотник | 100 | 92 | 90 | 110 | 124 | 122 | 113 | 106 | 117 | 116 |
Слесарь | 100 | 95 | 97 | 104 | 123 | 121 | 127 | 127 | 127 | 126 |
Рабочие железнодорожных мастерских:
Профессия/Годы | 1901 | 1902 | 1903 | 1904 | 1905 | 1906 | 1907 | 1908 | 1909 | 1910 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Слесарь | 100 | 107 | 114 | 128 | 157 | 157 | 164 | 171 | 171 | 179 |
Литейщик | 100 | 108 | 115 | 115 | 123 | 131 | 146 | 154 | 162 | 169 |
Столяр | 100 | 114 | 129 | 143 | 157 | 164 | 171 | 186 | 193 | 193 |
Кузнец | 100 | 104 | 108 | 112 | 115 | 123 | 138 | 154 | 162 | 162 |
Плотник | 100 | 105 | 105 | 110 | 115 | 120 | 140 | 145 | 145 | 155 |
Молотобоец | 100 | 108 | 115 | 131 | 138 | 154 | 169 | 200 | 215 | 231 |
Котельщик | 100 | 104 | 107 | 107 | 107 | 120 | 133 | 173 | 173 | 173 |
Токарь | 100 | 108 | 117 | 125 | 133 | 133 | 142 | 150 | 158 | 158 |
Жестянщик | 100 | 104 | 108 | 117 | 125 | 133 | 142 | 150 | 154 | 154 |
Чернорабочий | 100 | 109 | 118 | 127 | 136 | 145 | 155 | 164 | 173 | 173 |
В 1905 г. рабочая семья из четырех человек на западном участке Сибирской железной дороги, по подсчетам Б.И.Земерова, должна была тратить на питание около 13 руб. и, по данным омских газет, платить за квартиру 7-8 руб. в месяц. Вполне могли содержать свои семьи рабочие таких профессий, как слесари, кузнецы, столяры, каменщики, рабочие железнодорожных мастерских - жестянщики и кузнецы. Основная же масса рабочих постоянно сталкивалась с материальными затруднениями. Чернорабочие, булочники и кондитеры, рабочие лесопилок и др., по оценкам омских газет, даже в период рабочего сезона едва сводили концы с концами. С наступлением же зимы население целых окраинных районов города, по свидетельству газеты "Степной край" (1901 г.), попадало в тяжелое положение.
В 1911-1913 гг. рост цен на продукты питания и особенно на квартиры - в связи с постройкой Тюмень-Омской железной дороги, вызвавшей ажиотажный спрос, ухудшил положение рабочих, подорвал относительное материальное благополучие тех семей квалифицированных рабочих, которые снимали квартиры.
С 1914-1915 гг. цены на продукты, входящие в продовольственную корзину омских рабочих возросли приблизительно на 163-164 процента, а заработная плата у штукатуров - на 133,2, у кузнецов - на 113,6, у маляров - на 115,3, у столяров - на 110,1, у плотников - на 107,6, у слесарей - на 128,5, у каменщиков - на 110,1, у токарей - на 122,6 процента.
Тем не менее, реальная продовольственная корзина омских рабочих, по данным В.А.Скубневского, выглядела предпочтительнее, нежели у не которых других категорий населения Сибири и губерний Европейской России.
Категории населения | Белки | Жиры | Углеводы |
---|---|---|---|
Рабочие Омска | 130,6 | 77,8 | 579,5 |
Рабочие Саратова | 128,6 | 56,6 | 581,2 |
Сельское население 12 губерний Европейской России | 118,9 | 45,1 | 533,3 |
Нормальный пищевой паек рабочего: | |||
по Е.Кабо | 125 | 60 | 600 |
по М.Давидовичу | 145 | 100 | 500 |
В августе 1917 г. комиссия СР и СД установила, что прожиточный минимум семьи из трех человек составляет 3 руб.60 коп. в день.
По данным анкеты СР и СД Омска на различных промышленных предприятиях города больше 3 руб. 60 коп. получали 376 из 1601 рабочих или 23,3 процента опрошенных. Заработная плата остальных 1225 рабочих - 76,7 процента - была ниже 3 руб. 60 коп., причем 835 человек - 52,2 процента - получали половину и менее необходимого минимума.
В октябре 1917 г. комиссия по охране труда при СР и СД установила прожиточный минимум семьи из четырех человек в сумме 10 руб. 26 коп. в день. По ее данным даже основная масса квалифицированных рабочих получала 4-5 руб. в день. Бюджеты рабочих семей находились в кризисном положении.
Источники и литература:
- ГАОО, ф.172, оп.1, д.267, л.1,7,13,19,25,31,37,43,49; д.33, л.1,7,13,19,25,30,31,37,43,49,53,55,61,67,73,79,85,91; д.407, л.14
- Краткий историко-статистический очерк г. Омска. - Омск, 1911.
- Голос Степи. - 1907. - N 36.
- Степной пионер. - 1906. - N 10,23.
- Иртыш. - 1906. - N 89.
- Омский вестник:
1909. - N 27.
1911. - N 277.
1912. - N 12.
1913. - N 14,141.
1914. - N 97, 143,171.
1916. - N 14,175.
1917. - N 173,226.- Лучи. - 1916. - N 5.
- Степной край:
1901 - N 124.
1904. - N 49, 123.- Земеров Б.И. Динамика численности и профессиональной структуры железнодорожников Сибири в период империализма//Рабочие Сибири в период империализма. Из истории Сибири. - Томск, 1974. - Вып.14.
- Земеров Б.И. К экономическому положению рабочих Сибирской железной дороги накануне революции 1905-1907 гг.//Из истории Сибири. - Томск,1973. - Вып.8. - С.125.
- Земеров Б.И. Социальное обеспечение железнодорожников Сибири (1897-1917 гг.)//Рабочие Сибири в период империализма. Из истории Сибири. Томск, 1974. - Вып.14.
- Скубневский В.А. Рабочие обрабатывающей промышленности Сибири (90-е гг. Х1Х в. - февраль 1917 г.). - Томск, 1991.