Библиотека СКТ: В. А. Должиков М.А.БАКУНИН И СИБИРЬ (1857-1861 г.г.)
ВВЕДЕНИЕ
До настоящего времени в отечественной исторической литературе не преодолена тенденция, на которую еще в 1926 г. обращал внимание академик М.Н.Покровский. „Назвать Бакунина великим революционером как-то не решаются,— писал он,— а между тем это был один из величайших в Европе XIX столетия и безусловно самый крупный в России в доленинский период" (разрядка моя.— В.Д.)1. Покровскому и другим советским историкам 1920-х гг. колоссальная роль М.А.Бакунина в российской и мировой истории в общем казалась очевидной. Намечалась и была начата широкая популяризация героической биографии М.А.Бакунина. Ее изучением занялись наиболее авторитетные тогда историки Б.И.Горев, В.П.Полонский и Ю.М.Стек-лов, опубликовавшие немало книг и брошюр по данной теме2.
Однако возобладала та негативистская тенденция, на которую с обоснованной тревогой указывал М.Н.Покровский. В 30—40 гг. под внешне благовидным предлогом критики ошибок, имевших место в период активной деятельности Бакунина в общеевропейском рабочем движении (1864—1873 гг.), были перечеркнуты его громадные заслуги в развитии российской демократической мысли. А сам он, если можно так выразиться, был репрессирован посмертно. Подобный подход формально оправдывался необходимостью борьбы против рецидивов анархизма. Но настоящая его социально-политическая функция заключалась в другом. Непримиримо критическое отношение к Бакунину потребовалось тоталитарному сталинистскому режиму для того, чтобы вытравить из общественной памяти весьма привлекательный и яркий образ великого русского революционера-демократа. Ибо политические идеи М.А.Бакунина представляли серьезную опасность для господствовавшей системы, поскольку они глубоко враждебны ее антидемократической практике. Бунтарский антиавторитаризм и антибюрократизм, составляющие самое ядро бакунинского учения, являлись абсолютно несовместимыми с идеологическими основами сталинизма. Точно так же народопоклонство Бакунина, своего рода „культ масс", было прямой антитезой сталинской апологии власти. Именно поэтому бакунинское идейное наследие так ненавистно всем приверженцам теории и практики казенно-бюрократического псевдосоциализма.
Лишь в конце 1950 — начале 1960-х гг. после XX съезда КПСС глубоко укоренившийся негативистский догматизм стал преодолеваться исследователями. Ф.Я.Полянский, В.Ф.Антонов, Н.Ю.Колпинский, В.А.Твардовская, А.А.Галактионов, П.Ф.Никандров, Н.М.Пирумова, П.И.Кабанов, В.В.Комин и другие авторы вскрыли несостоятельность стереотипов, долгое время искажавших политический портрет М.А.Бакунина4. Разработанную ими концепцию существенно углубили в 70—80-е гг. Л.Г.Сухотина, С.Ф.Ударцев, В.Г.Джангирян и В.Г.Графский5. Данной группе исследователей, позиция которых ближе всего автору данной книги, удалось в определенной мере восстановить реальный исторический образ „великого бунтаря". Теперь считается доказанным, что он в действительности являлся одним из самых авторитетных идейных наставников российского революционного народничества 70-х гг. прошлого века.
Заметим, однако, что авторы, активно работавшие над бакунинской проблематикой в период так называемого „застоя", вели неравную и чаще всего неявную полемику со сторонниками реанимированного сталинистского догматизма. Последние пользовались официальной поддержкой, обеспечивающей монопольное право на „истину". По этой причине биографам Бакунина зачастую приходилось идти на компромисс, уступать оппонентам в духе „критического подхода"6. Не могло быть и речи о кардинальном переосмыслении ряда ключевых проблем, к примеру, идейной подоплеки небезызвестного конфликта Бакунина — Маркса в Международном товариществе рабочих (I Интернационале). Бакунинскую политическую биографию можно было исследовать только в заранее отведенных рамках и, разумеется, „критически". В конечном итоге по этой причине остались малоизученными некоторые существенные аспекты теоретического творчества, революционной и пропагандистской деятельности Бакунина. Одним из таких „белых пятен" и является его четырехлетнее пребывание в Сибири (1857—1861 гг.).
Данный период жизни Бакунина до настоящего времени освещается в исследовательской литературе по концептуальной схеме, сложившейся к концу 20-х — началу 30-х гг. Согласно ее канонам, это — вынужденный перерыв в революционной деятельности „великого бунтаря" и вообще малозначительный эпизод его политической биографии7. Поэтому в работах современных авторов крайне сжато излагаются те аспекты, которые связаны с пребыванием Бакунина в Сибири. Однако его зарубежной деятельности по традиции уделяется несравнимо большее внимание8. Но ведь все-таки российская, а не западноевропейская, действительность была объектом социально-политических интересов русского революционера и являлась одновременно наиболее существенным фактором формирования его взглядов.
Становление М.А.Бакунина как идеолога и лидера народнического движения на рубеже 50—60-х гг., несомненно, происходило в большей степени на отечественной „почве". А в связи с этим роль сибирских лет в эволюции бакунинских воззрений поистине трудно переоценить. „В Сибири Бакунину впервые за всю его жизнь...,— справедливо заметил один из первых его биографов Б.И.Горев,— пришлось близко познакомиться с будничной, практической жизнью русской провинции"9. Именно в Сибири после многолетней жизни в эмиграции и восьмилетнего тюремного заточения он получил исключительную (как позже выяснилось) возможность напрямую соприкоснуться с „родной прозой жизни". Будучи снова за границей, М.А.Бакунин не раз отмечал ценность подобного опыта. Так, в декабре 1862 г., некоторое время спустя после своего нашумевшего бегства из России, он писал младшему брату Александру, постоянно жившему во Флоренции: „Для тебя, мне кажется, было бы также хорошо хоть на время съездить в Россию, чтобы попробовать опять русской почвы..."10. Вспоминая о своей „сибириаде" в письме к С.Г.Нечаеву от 2 июня 1870 г., Бакунин опять подчеркивал, что иной России, кроме азиатской, сибирской, он по-настоящему не знал. „Итак, в продолжение 30 лет я прожил всего 4 года (9 лет тому назад), от 57 до 61 на свободе в России, т.е. в Сибири,— оценивал сам Бакунин значение сибирского периода жизни.—" Это, разумеется, дало мне возможность ближе познакомиться с русским народом, с мужиками, с мещанами и с купечеством, и то специально сибирским..."11. Уникальность прямого контакта Бакунина с живой отечественной действительностью в Сибири состоит еще и в том, что этот контакт полностью вписывается в хронологические рамки первого в национальной истории революционного кризиса конца 50 — начала 60-х гг. Как ни странно, столь знаменательное совпадение по сию пору оставалось вне поля зрения советских биографов „апостола анархии".
Для Бакунина, уже в конце 1840-х гг. предсказывавшего приближение „бури"12, революционная ситуация в России означала очень и очень многое. Сама его жизнь после восьмилетней тюремной изоляции снова обретала смысл. Как и на других общественных деятелей, на него, безусловно, влиял исторический событийный фон переломной эпохи 1857—1861 гг.: обострение крестьянского вопроса, заметный подъем общедемократического, либерального и национального освободительного движения, растущая популярность в русском образованном обществе изданий зарубежной Вольной типографии Герцена — Огарева и подцензурных обличительных статей публицистов „Современника", „Отечественных записок" и „Русского вестника", „требование политических реформ всей печатью и всем дворянством", так называемые „трезвенные бунты", брожение в армии, усиливавшееся после Крымской катастрофы, и т.п. „... При таких условиях самый осторожный и трезвый политик,— писал В.ИЛенин об этом периоде,— должен был бы признать революционный взрыв вполне возможным и крестьянское восстание — опасностью весьма серьезной"13. Тем более в подобную возможность верил тогда Бакунин, которому, как известно, вовсе не была свойственна филистерская осторожность в социальных прогнозах. „Можно оспаривать право на революцию в разных странах,— писал он в „Политической исповеди" 1850 г.,— но в России это право не вызывает ни малейшего сомнения". Уже в начале 50-х гг. Бакунин считал народную антикрепостническую peвo-люцию в России неизбежной. „Ничто не может отвратить ее: рано или поздно она прорвется,— утверждал несгибаемый борец против самодержавия,— чем позднее, тем страшнее, тем разрушительнее"14. Однако тот же Михаил Бакунин, которому часто приписывают апологию стихийного крестьянского бунта, в 1850 г. видел реальную альтернативу в дворянско-буржуазной революции „сверху". Он доказывал, что в российском обществе „... образовалось довольно значительное количество просвещенных людей разных возрастов, принадлежащих к дворянству и к буржуазии, которые нетерпеливо и даже со стыдом выносят отвратительный гнет и не только будут с радостью приветствовать всякую перемену, всякий шаг к освобождению, но и примут в последнем деятельное участие". Бакунин ссылался при этом на „подавленное восстание дворян в 1825 г."15. Ясно, что общенациональный кризис, разразившийся после позорного поражения царизма в Крымской войне, только укрепил его уверенность. Обладая поистине взрывным темпераментом, Бакунин и в Сибири не мог остаться безучастным наблюдателем.
Годы сибирской ссылки Бакунина совпали с ответственным этапом политической жизни страны. Именно на рубеже 50—60-х гг. XIX в. в отечественном освободительном движении происходила смена поколений. Это был период интенсивного размежевания антикрепостнической общественной мысли на демократически-радикальное и либерально-реформистское течения16. В мировоззренческой эволюции деятелей, принадлежавших к первому, дворянскому поколению, наступил некий „момент истины". Каждый их них заново осуществлял свой социальный выбор. Не был, разумеется, исключением и М.А.Бакунин. Начиная свою политическую деятельность в 40-е гг. как идейный преемник декабристов, генетически и нравственно связанный с ними17, он неуклонно эволюционировал в сторону демократического радикализма. Об этом наглядно свидетельствует активное участие Бакунина в общеевропейском революционном движении, где молодой русский политэмигрант занял к концу 1840-х гг. видное место на крайнем левом фланге18. Но тогда он еще не перешагнул незримую черту, отделяющую первый тип оппозиционности от второго. Настолько прочными были нити, которые пока связывали революционера-интернационалиста с нравственными ценностями „своего" класса. Лишь невероятно тяжкие испытания 1850-х гг., выпавшие на долю Бакунина — николаевского узника номер один, в сочетании с жизненным и политическим опытом сибирских лет, избавили его от рецидивов комплекса „кающегося дворянина".
Прямой контакт с живой национальной почвой в Сибири, несомненно, способствовал формированию у него более реалистичных представлений о социально-психологических особенностях российского общества. Укажем, однако, на немаловажную деталь: Сибирь, строго говоря, это ведь не провинция России, а ее азиатская часть. От европейского центра сибирские губернии отличались не столько природно-климатическими условиями, сколько в социально-экономическом, а также в этническом отношении. Региональная специфика общественных порядков, господствующих в азиатской России предреформенной эпохи, не могла не отразиться на идейных исканиях Бакунина конца 50-х — начала 60-х гг. Ведь фактический материал для теоретического творчества он, по собственному признанию, черпал в основном из сибирских источников.
Указанные выше характерные черты „сибирской" биографии Бакунина свидетельствуют о научной значимости всестороннего ее изучения. Анализ многогранной деятельности выдающегося русского революционера во время общенационального кризиса мог бы способствовать гораздо более адекватному пониманию его действительной, а не мифической роли в отечественной и мировой истории. Вообще автор книги убежден в том, что реконструкция данного периода жизни Бакунина является необходимой предпосылкой для воссоздания подлинной его политической биографии 1860—1870-х гг., бесцеремонно фальсифицировавшейся на протяжении многих лет авторами сталинистской ориентации. Ибо негативистские и догматические наслоения в историографии, с которыми пришлось и нам столкнуться в процессе работы над темой, далеко еще не преодолены. Они-то и представляют самое существенное препятствие, мешающее осознать ключевую роль сибирского периода жизни М.А.Бакунина. Добавим, что ложные стереотипы воспроизводятся в отечественной исторической литературе с дореволюционных времен. К Бакунину относились одинаково с неприязнью и русские историки консервативного толка, и казенные историографы „сталинской школы фальсификации". Как те, так и другие, разумеется, не были идеологически заинтересованы в объективном изучении бакунинского феномена. Причины в общем понятны: сторонникам любой авторитарной или тоталитарной власти ненавистны сама личность и особенно идеи Великого Бунтаря.
Закономерно, что у истоков мифа о политической пассивности Бакунина в Сибири на рубеже 1850—1860-х гг. стоит не кто иной, как небезызвестный М.Н.Катков, влиятельнейший идеолог пореформенного русского консерватизма. Это с его подачи в общественное сознание внедрялась лживая версия „сибириады" Бакунина. Согласно пасквилю, сочиненному в 1870 г. редактором „Московских ведомостей" с целью политической дискредитации „вождя русской революционной партии", в сибирской ссылке М.А.Бакунин якобы жил „не только без нужды, но и в избытке; ничего не делал и читал французские романы, но на серьезный труд, хотя бы малый, его не хватало"19. Однако мной точно установлено, что, находясь в Томске зимой 1860 г., т.е. в то самое время, о котором пишет Катков, Бакунин много занимался литературной работой. Написал он статью и для „Русского вестника", издаваемого и редактируемого именно Катковым20. Правда, от публикации уже готовой к печати бакунинской статьи „Славянский съезд в Праге в 1848 г. редактор журнала предусмотрительно отказался. Но об этом несостоявшемся сотрудничестве М.А.Бакунина с будущим идейным противником тогда (впрочем, и гораздо позднее) мало кто знал. М.Н.Катков, кстати, был одним из немногих политических деятелей России, кто понимал масштабы влияния Бакунина на современную ему образованную молодежь и пытался его нейтрализовать, „фигура интересная,— не без объективистского пафоса отмечается в катковском фельетоне.— Тень ее ложится на всю колоссальную Россию!"21 Это признание лишний раз свидетельствует об альтернативной сопоставимости обоих деятелей в отечественной истории XIX в.
В научном же обороте катковская версия оказалась
благодаря известному русскому историку Б.Б.Глинскому, который ввел ее в качестве
вполне достоверного свидетельства в свой очерк, посвященный финальному эпизоду
сибирской „одиссеи" Бакунина22. Согласно концептуальной
оценке данного автора, годы жизни ссыльного революционера
в Сибири — темная страница в его политической биографии.
Вся аргументация Глинского, приводимая в
пользу сформулированного им тезиса,
строится на действительно имевшем место факте сотрудничества
Бакунина в Иркутске со своим влиятельным родственником,
генерал-губернатором Н.Н.Муравьевым-Амурским. Но истолкован
этот непростой сюжет исследователем весьма тенденциозно.
Прогрессивный руководитель
восточно-сибирской администрации, которого царские жандармы считали заведомо
„красным"23, у Глинского изображен
сатрапом, стремившимся к абсолютной власти, а поэтому
враждовавшим и с центральным правительством,
и с местными общественными деятелями.
Последних будто бы поддерживали все находившиеся в Иркутске политические
ссыльные, за исключением одного Бакунина24.
С близких Глинскому позиций освещает сибирские годы М.А.Бакунина дореволюционный томский публицист и краевед А.В. Адрианов25. По его мнению, в общественной жизни города знаменитый революционер не принимал участия и начинал уже превращаться в заурядного обывателя. Об этом якобы свидетельствовали женитьба на молоденькой барышне А.К.Квятковской, покупка собственного дома, приобретение библиотеки и вообще усиливающаяся тяга к комфорту. Потому и на первый план в очерке Адрианова выдвигается сугубо житейский аспект биографии Бакунина тех лет26.
Итак, в самых общих очертаниях уже в досоветское время сложилась концепция, согласно которой М.А.Бакунин провел все четыре года в Сибири фактически вне российской общественно-политической жизни, занимаясь преимущественно решением вопросов бытового свойства и готовясь к побегу из ссылки. Затем почти без поправок данная концептуальная схема перекочевала в исследовательский инструментарий первых советских биографов Бакунина В.П.Полонского и Ю.М.Стеклова, которые в своих многочисленных статьях и книгах так или иначе освещали отдельные моменты его пребывания в Сибири. Но уже тогда в литературе намечалась тенденция к переосмыслению укоренившихся стереотипов.
Особо следует выделить работу Б.И.Горева, цитировавшуюся выше. Он первым среди советских историков предпринял попытку критически пересмотреть сам подход к изучению сибирской биографии Бакунина, разработанной Глинским и отчасти Адриановым. Так, данный автор отказался от негативных оценок в отношении характера политической деятельности ссыльного революционера в Сибири. По узловому вопросу об альянсе Бакунина и Муравьева-Амурского Горев занял диаметрально противоположную дореволюционным исследователям позицию. При этом историк ссылался на положительную в целом характеристику Муравьева, которую дал ему в „Колоколе" А.И.Герцен27. Указывалось в работе Горева и на революционно-пропагандистскую деятельность Бакунина в Иркутске28.
Самого пристального внимания заслуживают работы В.П.Полонского29. Он, как и Горев, не выделяет пребывание Бакунина в Сибири в самостоятельный по значению этап политической биографии революционера, а рассматривает в качестве прямого продолжения тюремной изоляции. Этот период Полонский характеризует через призму своего субъективного отношения к написанной в крепости бакунинской „Исповеди". В ней, считает исследователь, Бакунин будто бы раскаялся в своих революционных „грехах" перед Николаем I и поэтому отправлялся в ссылку морально сломленным. „... В Сибири, особенно в первые полтора года по выходе из крепости,— пишет Полонский,— он пребывал в состоянии какого-то душевного маразма, весь в плену жалкого обывательского малодушия" 30. Но и второй половине бакунинской биографии сибирских лет дается примерно такая же оценка. Причем аргументы Полонского вполне идентичны доводам Глинского31. Единственный эпизод, имеющий, по словам автора, „известный научный интерес",— это подготовка и осуществление Бакуниным побега из ссылки32. Ясно, что революционная судьба героя книг и статей Полонского никоим образом не увязывается с историческим фоном переломной эпохи 1850—1860-х гг.
Ю.М.Стеклов освещает сибирский период жизни и деятельности Бакунина несколько иначе. „Исповедь" он считает своеобразным тактическим средством, с помощью которого николаевский пленник хотел вырваться из стен царской тюрьмы33. Такой подход обусловил принципиально другую трактовку первых двух лет пребывания ссыльного революционера в Сибири. Период томской ссылки Стеклов рассматривает как рекреационный, т.е. затраченный на восстановление духовных и физических сил, подорванных за годы тюремного заточения. По мнению исследователя, Бакунин стремился любой ценой вырваться из Сибири. С этой целью он притворялся, что якобы полностью порвал со своим революционным прошлым. Подобным образом, полагает Стеклов, Бакунин рассчитывал добиться амнистии у Александра II с разрешением на выезд в центральную Россию, чтобы там принять участие в активизировавшемся общественном движении. Бегство же из ссылки являлось для него резервным вариантом освобождения от оков34. Однако при всех расхождениях с Полонским данный автор, освещая деятельность Бакунина 1859—1861 гг., также отрицательно расценивал его союз с Муравьевым-Амурским, которого считал „сатрапом", „деспотом", „колонизатором" и т.п. „Вообще вся эта страница,— писал Ю.М.Стеклов об иркутском периоде,— является в биографии Бакунина одною из самых мрачных"35. Тем не менее исследователь признавал, что, несмотря на „промахи", в сибирские годы М.А.Бакунин оставался революционером36.
В связи с рассматриваемыми вопросами, касающимися социально-политической ориентации Бакунина 50—60-х гг., необходимо обратить внимание на статью М.К.Лемке, которая, если судить по названию, не имеет никакого отношения к теме37. Фактический и оценочный ее материал вызвал большой интерес у Полонского и Стеклова. В этой работе доказывается, что в Сибири начиная с 1857 г. М.А.Бакунин разрабатывал план революционного восстания38. Правда, гипотеза Лемке была отвергнута обоими исследователями, якобы из-за недостаточной аргументации39. Хотя, на наш взгляд, совершенно напрасно, поскольку она все-таки имеет реальную основу.
О том, что сформировавшаяся к 1920-м гг. концепция сибирской биографии Бакунина является отнюдь не безупречной, свидетельствует еще одна публикация того времени. Ее автором был молодой тогда иркутский историк Б.Г.Кубалов. Данная статья выгодно отличается от указанных выше работ пониманием региональной специфики (Общественной жизни Сибири 1850—1860-х гг. Примечательно, что Кубалов не считал иркутский период жизни Бакунина „скандальной", „темной" страницей. „Отдавая должное талантам и либерализму Муравьева,— пишет автор,— Бакунин не изменил себе, не изменил и тому делу, служению которому он отдавал всю свою жизнь"40. Но статью в Москве приняли, что называется, в штыки. Полонский немедленно опубликовал разгромную рецензию на нее41, а Стеклов его в этом поддержал. Предложенный начинающим автором подход к освещению темы оба посчитали ошибочным. С тех пор и до настоящего времени в исторической литературе, посвященной Бакунину, точка зрения Полонского — Стеклова по данному вопросу является преобладающей и многим современным авторам кажется бесспорной.
Учитывая авторитетное мнение оппонентов Кубалова по дискуссии 1923 г., другой сибирский исследователь — Н.Н.Бакай посвятил свою статью только заключительному эпизоду бакунинской „одиссеи"42. Научная ценность публикации, впрочем, невелика, поскольку ее автор использовал как основной источник пресловутые „Воспоминания С.А.Казаринова"43. Позже В.П.Полонский аргументированно доказал, что „полковник Казаринов", якобы сопровождавший Бакунина в июле 1861 г. во время его поездки из Иркутска в Николаевск-на-Амуре,— это самозванец, личность которого так и осталась не установленной44.
Хотя в русле указанного выше концептуального подхода было опубликовано к концу 1920-х — началу 1930-х гг. немало работ, он не привел к серьезным открытиям. В.П.Полонский, который проделал огромную работу по данной теме, вынужден был в 1933 г. признать, что лично у него остался неутоленным интерес именно к сибирскому периоду жизни Бакунина, „наиболее темному и наименее исследованному"45. А в дальнейшем изучение этой проблематики и вовсе прекратилось.
Из всех биографов М.А.Бакунина, работавших в 1920—1930-х гг., один только Кубалов смог возобновить исследования в конце 1950-х гг. Однако и после известных решений XX съезда КПСС ему не удалось опубликовать уже подготовленные к изданию рукописи своих работ46. Лишь отдельные фрагменты из них использовались Кубаловым в статье „Протест против выступления Бакунина об Иркутской дуэли" и в монографии „А.И.Герцен и общественность Сибири"47. Но нельзя не заметить, что к тому времени исследователь был вынужден отказаться от своих прежних взглядов на проблему и согласился с тезисом давно ушедших в небытие оппонентов по дискуссии 1923 г. о так называемом „поправении" Бакунина в годы первой революционной ситуации.
Концепцию Стеклова — Полонского со второй половины 1960-х гг. продолжает развивать Н.М.Пирумова, возобновившая после длительного перерыва очень важную работу по популяризации биографии выдающегося русского революционера48. В написанных ею книгах и статьях используются в основном опубликованные источники и литература 1920-х — начала 1930-х гг., т.е. воспроизводится заново уровень изученности темы, который был достигнут первыми советскими биографами Бакунина. Следуя традиционной схеме, данный автор считает ключевым вопросом в изучении бакунинской „сибириады" анализ всех обстоятельств подготовки и реализации Бакуниным плана бегства из ссылки. Годы его жизни в Сибири во время межформационного кризиса 50—60-х гг. XIX в. Пирумова рассматривает только как пролог к побегу за границу. „... Бакунин смотрел на свое пребывание в Сибири как на кратковременный эпизод своей жизни, — утверждает исследовательница,— и с первой же минуты(!) не переставал мечтать об освобождении из ссылки, мало интересуясь поэтому местными делами"49. С точки зрения Пирумовой, основным полем деятельности „апостола анархии" являлось зарубежное рабочее и национально-освободительное движение. Россия, а тем более Сибирь, где, по словам историка, ссыльный революционер „хотел прежде всего создать и укрепить мнение, будто отошел от своих прежних дел", занимали второстепенное место в его мыслях и планах50. Неудивительно, что и в последней по времени своей публикации, которая вроде бы посвящена специально „сибирскому" сюжету, Пирумова обращается главным образом к теме „загадочного бегства"51. В очерке вводятся в научный оборот неизвестные ранее архивные материалы, убедительно доказывающие, что успехом в осуществлении своего плана М.А.Бакунин был в значительной мере обязан поддержке и прямой помощи со стороны сочувствующих ему чиновников местной администрации. Сконцентрировав основное внимание на финальном эпизоде, Н.М.Пирумова несоразмерно мало места уделяет проблематике, связанной с деятельностью Бакунина в Сибири, хотя к этому обязывает название очерка. Данный этап его биографии никак не увязан с доминирующими факторами общенационального кризиса конца 1850-х — начала 1860-х гг.
Пирумова предпринимает характерную попытку модернизировать тезис Ю.М.Стеклова о так называемом „поправении" бакунинских взглядов после выхода из крепости52. Вместе с этим формулируется тоже не бесспорный вывод о некоем „замирании" мировоззренческой эволюции Бакунина в те годы. „Идейная жизнь его замерла на уровне 1849 г.,— утверждает Пирумова, не приводя сколько-нибудь весомых аргументов, подтверждающих истинность такого тезиса,— а все устремления были направлены на то, чтобы любой ценой освободиться от ссылки"53. Зададим, однако, вопрос уважаемому автору: а возможно ли в принципе подобное „замирание"? Диалектика идейной эволюции любого мыслителя такова, что более или менее динамическое развитие политических взглядов неизбежно. Иное дело, в какую сторону: или „вправо" — к консерватизму, или „влево" — к демократизму. Возможно и развитие к „центру", в направлении либерализма. Как видно, предшественники Н.М.Пирумовой по концептуальной схеме были намного последовательнее.
В нашем распоряжении общедоступное свидетельство такого авторитетнейшего современника Бакунина, как К.Маркс. Имеется личный его отзыв о будущем идейном оппоненте, который относится к тому времени, когда между ними еще не возникло взаимного отчуждения. Примечательно, что Маркс в конце 1864 г. констатировал радикальные изменения революционных взглядов Бакунина по сравнению с 1848—1849 гг. „Бакунин просит тебе кланяться...— писал Маркс Ф.Энгельсу 4 ноября 1864 г.— Я вчера увидел его в первый раз после 16-ти лет. Должен сказать, что он мне очень понравился, больше, чем прежде"54. Заметим особо, что данная характеристика довольно четко фиксирует позитивные, а не регрессивные, с марксовой точки зрения, перемены в бакунинском мировоззрении первых послесибирских лет. „В общем, это один из немногих людей,— подчеркивается в письме к Энгельсу,— которые, по-моему, за эти шестнадцать лет не пошли назад, а наоборот развились дальше" (разр. моя.— В.Д.)55. Свою оценку Маркс вскоре подтвердил, рекомендуя Бакунина в члены Международного товарищества (I Интернационал)56.
- „Загадка" бакунинского бегства из ссылки интересует не только Н.М.Пирумову. Тот же сюжет в 1978 г. привлек внимание В.А.Алек-сеева57. Говоря вкратце о журнальном очерке этого автора, укажем, что публикация едва ли имеет историографическую ценность. В ней нет ничего нового. В определенном смысле Алексеев повторяет работу Н.Н.Бакая 1924 г., так как использует в качестве подлинного источника упоминавшиеся выше „воспоминания С.А.Казаринова"58.
Вызывает интерес статья А.В.Дулова, посвященная малоизвестному и совсем не изученному аспекту „сибирской" биографии Бакунина — его публицистике тех лет59. Дулов также придерживается традиционных представлений о деятельности русского революционера в Сибири, считая эту страницу, как и Стеклов, „одною из самых мрачных"60. Но нельзя не видеть, что автор пытается преодолеть стереотипные идеологические клише. В частности, Дулов делает очень важный вывод. „В периодической печати до этого времени (т.е. до 1961 г., которым датируется рассматриваемая им бакунинская статья.— В.Д.) не появлялось,— пишет историк,— такой интересной характеристики сибирского (а отчасти и российского) купечества, иркутской общественной жизни"61. Позиция Дулова нетипична. Гораздо чаще в работах историков Сибири, изучающих проблематику 50—60-х гг. XIX в., используется стандартный набор обвинений Бакунина во всевозможных грехах, особенно в связи с его позицией в отношении так называемых „иркутских событий" 1859—60 гг.62 Современная исследовательница Г.П.Шатрова, например, дает резко негативную оценку всей деятельности Бакунина в Иркутске прежде всего потому, что он „... пытался реабилитировать Муравьева и его окружение в общественном мнении"63. Но, на наш взгляд, такого рода оценки свидетельствуют скорее в пользу М.А.Бакунина, поскольку полная историческая реабилитация этого выдающегося политического деятеля и по сей день является актуальной задачей64.
Завершая обзор имеющейся отечественной историографии, следует подчеркнуть, что в нашем распоряжении не так уж много работ, в которых бы освещалась проблематика, связанная с общественной деятельностью, идейно-теоретическим творчеством и мировоззренческой эволюцией этого крупного представителя русской революционной мысли в эпоху первого общенационального кризиса 1850— 1860-х гг. Большинство исследований посвящено либо житейскому аспекту „сибирской" биографии М.А.Бакунина, либо ее финальному эпизоду. Собственно политическая биография революционера этих лет в отечественной исторической литературе специально еще не рассматривалась. Исследователи даже не упоминают в своих работах о том, что четырехлетнее пребывание Бакунина в Сибири совпадает с хронологическими рамками первой в истории России революционной ситуации. Думаю, не случайно. Ибо акцент на таком факте вызвал бы серьезные сомнения в научной обоснованности старого, догматически-негативистского подхода к освещению данной темы. Справедливости ради надо бы признать, что реального прогресса в сравнении с тем уровнем и качеством изученности революционной биографии М.А.Бакунина, который был достигнут в 1920-х — начале 1930-х гг., современные наши исследователи почти не добились. И это также закономерно.
Руководствуясь в той или иной мере пресловутым „непримиримо критическим" методом анализа бакунинской проблематики, авторы названных выше работ смогли охватить только внешний слой этой достаточно сложной темы. Второй же, глубинный ее пласт оказался за пределами кругозора нынешних биографов „апостола анархизма". Доктринальный порок метода уже начинали осознавать отечественные историки — марксисты 20-х гг. Так, В.П.Полонский писал в одной из своих многочисленных работ о необходимости дуалистического взгляда на многосложную и крайне противоречивую личность Бакунина. Исследователь понимал, что у него „... было две мерки, две тактики: одна явная, другая — тайная, истинно революционная, конспиративная, которую он стремился сохранить в глубочайшем секрете, ибо Бакунин был великим конспиратором"65. Вопрос о выборе тактических принципов массовой революционной деятельности в царской России, адекватно отвечавших жестким условиям репрессивного самодержавно-крепостнического режима, он действительно обдумывал еще в 1849—1850 гг., находясь под следствием в австрийской тюрьме66. А к тому времени, когда в 1857 г. М.А.Бакунин отправился в Сибирь, у него наверняка сложилось твердое убеждение в необходимости преимущественно конспиративных методов борьбы против царизма. Но этот аспект образа действий Бакунина конца 1850-х — начала 1860-х гг. редко принимают во внимание, хотя он-то и является ключом к решению многих проблем. Игнорируется в литературе и то немаловажное обстоятельство, что в Сибири он находился в период „александровской оттепели", когда царское правительство под давлением общественности вынуждено было смягчить режим политической ссылки. Недаром Бакунин и сам признает в цитировавшемся выше письме к С.Г.Нечаеву, что в Сибири пользовался определенной свободой. А это ведь дополнительный фактор, стимулировавший его революционную активность!
Таким образом, картина, сложившаяся на сегодня в исследовательской и научно-биографической литературе по всему кругу рассматриваемых вопросов, как представляется, свидетельствует об актуальном характере работы, специально посвященной деятельности М.А.Бакунина в Сибири на переломном рубеже 50—60-х гг. прошлого века. Ее автор видит свою главную цель в том, чтобы, опираясь на позитивные достижения предшественников, критически переосмыслить и заново осветить этот период политической биографии великого русского революционера с учетом факторов, игнорировавшихся прежде исследователями. Необходимой предпосылкой решения данной проблемы, на наш взгляд, является отказ от концептуальной схемы, сложившейся в отечественной историографии под прямым диктатом антидемократической идеологии царизма и сталинизма.
В соответствии с вышеизложенным автор предлагаемой книги ставил перед собой следующие исследовательские задачи: выявить и аргументированно обосновать узловые моменты подлинной, а не мифологизированной, революционной биографии М.А.Бакунина конца 1850-х — начала 1860-х гг.; определить реальную направленность эволюции его социально-политических взглядов в указанный период; вычленить из идейного наследия и проанализировать специфические воззрения Бакунина на Сибирь, реконструировав его концепцию развития края в общем русле отечественной истории и установив ее место в историографии региона; выяснить и оценить идейный багаж, накопленный революционером в сибирские годы, а вместе с тем определить роль национальных и региональных источников в разрабатывавшейся Бакуниным радикально-демократической программе преобразований в России.
Документальный и иной фактический материал, составляющий научный инструментарий данной книги, позволил, как нам кажется, более или менее удовлетворительно решать поставленные задачи. Хотя, надо признаться, что в самом начале изучения темы возникали серьезные опасения на этот счет. Автору не раз приходилось сталкиваться с мнением авторитетных специалистов по бакунинской и сибиреведческой проблематике о якобы полной бесперспективности поиска базовых источников, подтверждающих нашу рабочую гипотезу. Тем не менее удалось выявить достаточно широкий круг необходимых материалов, обеспечивающих концептуальную аргументацию основного замысла работы.
Первую группу, в которую вошли опубликованные источники, составляют изданные в нашей стране в разное время бакунинские статьи, заметки, воззвания и письма 50-х — начала 60-х гг. Большая их часть включена в трехтомный сборник „Материалов к биографии М.Бакунина", вышедший в конце 1920-х — начале 1930-х гг. под общей редакцией В.П.Полонского, а также в 3-й и 4-й тома „Собрания сочинений и писем М.А.Бакунина" (М., 1934—1935 гг.), которые подготавливал к печати Ю.М.Стеклов67. Наибольшую ценность для освещения темы имеют бакунинские публицистические послания из Сибири, адресованные А.И.Герцену, М.Н.Каткову, В.П.Анненкову и некоторым другим68. Это весьма оригинальный по жанру эпистолярный источник. „Герцен называл его письма брошюрами,— отмечает М.Н.Покровский,— а наиболее крупные делил даже на тома"69. Полемизируя с Герценом и Огаревым по вопросу о социально-политической ориентации Н.Н.Муравьева-Амурского, Бакунин излагает в этих письмах свои воззрения на широкий спектр общенациональных и региональных проблем. Значительное место занимает в них сибирская тема, особенно интересовавшая М.А.Бакунина в те годы. Здесь содержится немало сведений и автобиографического характера, которые позволяют воссоздать сюжетную линию бакунинской „одиссеи", а также уточнить круг его тогдашних контактов. Послания Бакунина 'из Сибири в редакцию „Колокола" предназначались для обнародования в заграничной бесцензурной печати, поэтому их следует рассматривать как настоящие литературно-публицистические сочинения.
Похожими по форме и содержанию источниками являются две корреспонденции Бакунина из Иркутска, опубликованные Герценом в июльских листках „Под суд!" за 1860 г.70 Обе посвящены так называемой „иркутской дуэли" — инциденту, вызвавшему в 1859—1860 гг. большой общественно-политический резонанс не только в Сибири.
Особый интерес вызывают социологические заметки Бакунина о сибирском обществе, которые были опубликованы в подцензурной иркутской частной газете „Амур" незадолго до побега71. Хотя эти две статьи Бакунина и были переизданы по инициативе .А.В.Дулова в 1975 г., однако по-настоящему они еще никем из исследователей не анализировались. Такова, впрочем, научная судьба всего „сибирского" идейно-литературного бакунинского наследия в советское время.
Сущность радикальных изменений, происходивших в политических взглядах М.А.Бакунина на переломном рубеже 1850—1860-х гг., невозможно понять без учета и анализа идейного содержания его работ, написанных в первые послесибирские годы. Ведь именно в этих сочинениях, опубликованных бесцензурной печатью за рубежом в 1862—1864 гг., отразились итоги непростых мировоззренческих исканий периода межформационного кризиса, обусловивших в конечном итоге превращение Бакунина в признанного лидера русских народников72.
Указанную выше категорию материалов дополняют и в определенном смысле оживляют свидетельства современников, контактировавших в Сибири с Бакуниным. В книге используются воспоминания и письма В.П.Быковой, Д.И.Завалишина, Б.А.Милютина, Е.И.Рагозина, Н.П.Поливанова, Г.Н.Потанина, Э.Г.Толля и других общественных деятелей 50—60-х гг. XIX в.73 Имеющиеся в источниках фактические данные передают живые, непосредственные впечатления о практических действиях, замыслах и взглядах М.А.Бакунина в сибирские годы. Разумеется, при работе с данной группой материалов автор учитывал, что мемуарная литература и эпистолярное наследие эпохи имеют не только положительные, но и отрицательные стороны. Многие из современников, освещая тот или иной момент бакунинской биографии, полагались исключительно на свою память, что нередко приводило их к субъективизму в оценках и к фактическим ошибкам. Поэтому мы стремились критически подходить к источникам такого характера.
Помимо этого в процессе реконструкции бакунинских идейных исканий и политической биографии сибирского периода привлекались записки, дневники, письма и заметки современников, которые не были лично знакомы с Бакуниным, но участвовали одновременно с ним в общественной жизни Сибири 50—60-х гг. Так, очень интересные и важные сведения извлечены автором из воспоминаний М.И.Венюкова и П.А.Кропоткина74.
Определенное место среди опубликованных источников занимают материалы центральной и местной российской периодиче~кой печати тех лет, в частности газет „Московские ведомости", „СПб. ведомости", „Томские губернские ведомости", „Иркутские губернские ведомости", „Амур", а также журналов „Отечественные записки", „Русский вестник", „Русское слово", „Современник" и др. Содержащиеся в периодике факты позволили более полно представить событийный фон эпохи, а следовательно, и место М.А.Бакунина в идейной полемике того времени.
Во вторую группу источников входят неопубликованные документы из архивохранилищ страны: Центрального государственного архива Октябрьской революции, высших органов государственной власти и органов государственного управления СССР (ЦГАОР СССР), Центрального государственного исторического архива СССР (ЦГИА СССР), Центрального государственного исторического архива г.Москвы (ЦГИА г.Москвы), а также государственных архивов Алтайского края, Иркутской и Томской областей (ГААК, ГАИО, ГАТО), Отдела рукописей и редких книг Государственной публичной библиотеки имени М.Е.Салтыкова-Щедрина (ОР ГПБ), Отдела рукописей Всесоюзной государственной библиотеки имени В.И.Ленина (ОР ГБЛ), Отдела редких книг и рукописей научной библиотеки Томского государственного университета (ОРК НБ ТГУ) и др. Большинство архивных источников выявлено непосредственно автором книги и вводится в научный оборот впервые.
Крайне важные для освещения темы источники сконцентрированы в фондах ЦГАОР СССР. Это, во-первых, собрание документов из фамильного бакунинского фонда, часть которого относится непосредственно к М.А.Бакунину и связана с его пребыванием в царских тюрьмах, сибирской ссылке и с бегством за границу (ф.825). Во-вторых, ценные факты, которые создают базовую основу для новой трактовки периода жизни и деятельности М.А.Бакунина в Сибири, содержатся в фондах подразделений царского жандармского ведомства: первой экспедиции 111-го Отделения и его Секретного архива. Особую важность для нашей работы имеют материалы, связанные с „разоблачительной" деятельностью А.Розенталя, участника освободительного движения в России 1850-х гг. Добровольно став осведомителем, он взял на себя неблагодарную задачу предотвратить осуществление революционных замыслов Бакунина в Сибири (ф.109, I эксп., оп.1, д.365, 415, ч.III). Не менее интересны сведения, содержащиеся в записках и политических доносах декабриста Д.И.Завалишина, который также информировал Ш-е Отделение об антиправительственной деятельности Бакунина 1859—1861 гг. (ф.109, I эксп., оп.1, д.61, ч.43; ф.109, секр. арх., оп.З, д.1310 и др.). Нами достоверно установлено по сохранившимся распискам Завалишина, что этот псевдодекабрист на протяжении ряда лет получал именное пособие от жандармского ведомства75.
Из собрания документов, отложившихся в фонде Особой следственной комиссии 111-го Отделения 1862—1866 гг., наиболее полно использовались материалы дела Н.Н.Пестерева, иркутского предпринимателя, арестованного за контакты с Бакуниным, Герценом, Чернышевским и другими русскими революционерами. Особенно ценной является неопубликованная „Исповедь" Пестерева, где освещается роль М.А.Бакунина в так называемых иркутских событиях 1859 г. (ф.95, оп.1, д.302, 4.IV).
Анализ документов ЦГИА СССР помог выяснить важные обстоятельства, сопутствовавшие деятельности Бакунина в Иркутске. Так, материалы 2-го Сибирского комитета дали возможность разобраться в политической ориентации Н.Н.Муравьева-Амурского и в конечном итоге способствовали более четкому пониманию мотивов безграничной поддержки, которую оказывал Бакунин этому государственному деятелю (ф.1265, 2-й Сиб.комитет, оп.6, д.96, 294, 312; оп.9, д.34, 36, 42, 50, 71 и др.).
Определенную значимость для нашей работы имели сведения, сконцентрированные в фонде Главного управления цензуры, изучив которые мы смогли установить авторскую принадлежность М.А.Бакунину еще неизвестной в исследовательской литературе публицистической статьи по „славянскому вопросу", написанной в Томске в январе 1860 г. и опубликованной в том же году в журнале „Отечественные записки" (ф.772, оп.1, д.5365 и др.).
В ЦГИА г.Москвы нами изучен именной фонд М.С.Корсакова, генерал-губернатора Восточной Сибири (1861—1866 гг.), близкого родственника Бакуниных. Здесь хранятся подлинники неопубликованных бакунинских писем, датированных 1858—1861 гг. В них содержится сравнительно большой объем информации, относящейся к этому периоду. В том же фонде имеется собрание писем к М.С.Корсакову от лиц, близко знавших Бакунина и сообщавших своему адресату довольно интересные факты о его деятельности в Иркутске, Кяхте, Чите и других сибирских городах (ф.864, оп.1, д.20—25).
Среди использовавшихся в работе над книгой материалов Отдела рукописей библиотеки имени Ленина особого внимания заслуживает фонд Г.С.Батенькова. В нем сосредоточены письма большой группы друзей и знакомых декабриста-сибиряка из Томска, которые по просьбе самого Батенькова сообщали ему в Калугу о жизни и настроениях Михаила Бакунина в ссылке (ф.20, оп.1, п.2, д.10; п.10, д.23, 24, 33, 34; п.11, д.17; п.12, д.11, 12, 23, 41 и др.).
Из собрания рукописного отдела Государственной публичной библиотеки имени М.Е.Салтыкова-Щедрина самый интересный материал о Бакунине сибирских лет выявлен в личном фонде Д.Завалишина, встречавшегося с ним в Чите в 1859 г. Ценным источником для нас оказалась завалишинская „Записка о революционных принципах, теориях и действиях", автор которой сообщает о своих идейных разногласиях с М.А.Бакуниным и Н.Н.Муравьевым (ф.289, оп.1, д.8).
Определенное место в ряду базовых источников нашего исследования занимают материалы архивохранилищ Сибири, которые дополняют сведения, извлеченные из центральных архивных фондов и, главным образом, отражают региональную специфику событийно-исторического фона революционной ситуации конца 1850-х — начала 1860-х гг. В этом смысле самый интересный материал выявлен в государственном архиве Иркутской области, особенно в фонде сибирского историка и общественного деятеля XIX в. В.И.Вагина. Здесь хранится несколько вариантов рукописи его воспоминаний об эпохе 1850-1860-х гг. „Муравьевское время в Сибири", где освещаются отдельные существенные моменты иркутского периода жизни и деятельности М.А.Бакунина (ф.162, оп.1, д.47—49).
Из фондов Центрального государственного архива Дальнего Востока РСФСР, который находится в г. Томске, известный интерес представляют документы следственного разбирательства, предпринятого в 1861—1862 гг. канцелярией военного губернатора Приморской области по делу о бегстве „бывшего прапорщика Михаила Бакунина" из Николаевска-на-Амуре в Японию (ЦГА ДВ РСФСР, ф.87, оп.1, д.529, 1459, 1676).
В приводимом перечне характеризуются лишь самые яркие документы. Помимо них автор книги использовал и другие архивные материалы, которые тоже играют определенную роль в разработке очерченного выше круга проблем. Каждый из рассматриваемых источников имеет свои достоинства и свои недостатки. Поэтому только при сопоставлении их идейно-информационного контекста можно было решать задачи, связанные с более или менее достоверным воссозданием реальной политической, житейской и мировоззренческой биографии М.А.Бакунина сибирских лет.