Библиотека СКТ: В. А. Должиков М.А.БАКУНИН И СИБИРЬ (1857-1861 г.г.)
ГЛАВА 1. К ПРЕДЫСТОРИИ СИБИРСКОГО ПЕРИОДА ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ М.А.БАКУНИНА
Прежде чем не по своей воле очутиться в Сибири, М.А. Бакунин проделал трудный путь, необычный для русского революционера, принадлежащего к первому, дворянскому поколению. „... Я из Петербурга приехал в Томск через Париж",— в шутку говорил он своим сибирским друзьям1. Героическая судьба молодого Михаила Бакунина недаром стала сюжетной основой знаменитого тургеневского романа „Рудин".
Родился и вырос М.А.Бакунин в селе Прямухино Новоторжского уезда Тверской губернии в большой дворянской семье, оставившей заметный след в истории отечественной политической и культурной жизни. Отец будущего революционера А.М.Бакунин был передовым, европейски образованным человеком. «С 1817 до 1825 года он участвовал в „Тайном Северном обществе",— свидетельствует Бакунин-младший в своей незавершенной автобиографии,— именно в том, которое в декабре 1825 года произвело неудачную попытку военного восстания в С.-Петербурге»2. И по материнской линии М.А.Бакунин состоял в близком родстве со многими видными участниками декабристского движения 3. Генетическая и духовная породненность с „лучшими людьми из дворян" России являлась, по-видимому, решающим фактором, определившим в ранней юности его собственную социально-политическую ориентацию.
Декабрьская катастрофа 1825 г. лишь случайно не задела Бакуниных. Но глава их семейства, избежав ареста благодаря своей профессиональной осторожности, приобретенной за долгие годы дипломатической службы за границей, резко переменил методику воспитания своих детей. „С этого времени,— вспоминал М.А.Бакунин,— он старался сделать из нас верноподданных царя"4. По этой же причине отец направил пятнадцатилетнего юношу на учебу в Петербургский артиллерийский кадетский корпус5. Но карьера гвардейского офицера не заинтересовала молодого Бакунина, и уже спустя год после выпуска он решил навсегда распрощаться с военной службой. „Получив отставку, Бакунин приехал в Москву,— пишет А.И.Герцен в „Былом и думах",— с этого времени (около 1836) началась для Бакунина серьезная жизнь"6. Он входит в московский кружок Н.В.Станкевича, сближается с Белинским и Герценом, интенсивно штудирует западноевропейскую философию, попутно совершенствуя свое знание иностранных языков. „Бакунин по Канту и Фихте выучился по-немецки,— вспоминает А.И.Герцен,— и потом принялся за Гегеля, которого методу и логику он усвоил в совершенстве, и кому ни проповедовал ее потом! Нам (т.е. Герцену и Огареву.— В.Д.) и Белинскому, дамам и Прудону"7. Обладая незаурядным даром прирожденного полемиста, Бакунин действительно играл в 1836—1838 гг. значительную роль в движении западников"8.
Формирующиеся прогрессивные взгляды привели молодого Бакунина к острому конфликту с „прекрасной российской действительностью". В 1840 г. он выехал за границу, чтобы продолжить образование в Берлинском университете. Однако большого восторга лекции тамошних профессоров-педантов у него не вызвали. В 1841 г. русский дворянин сближается с радикальными деятелями германского общественного движения, становится на платформу „младогегельянства" и начинает выступать как публицист в европейской левой печати9.
В 1844 г. в Париже Михаил Бакунин знакомится с К.Марксом и довольно быстро сближается с ним на почве общего увлечения гегелевской диалектикой. Полного единомыслия с Марксом в 40-е гг. Бакунин не достиг, но и серьезных идейных конфликтов между ними не было10.
С 1848 г. М.А.Бакунин осознанно включается в общеславянское национально-освободительное движение и становится одним из его лидеров11. Он стремится найти свое собственное место в международном революционном процессе. Трудно согласиться с точкой зрения тех авторов, которые утверждают, что Бакунин будто бы рассматривал задачи национального освобождения славянских народов Европы изолированно от стратегических интересов общедемократического движения на континенте12. Факты говорят об ином.
Всей своей практической деятельностью конца 1840-х гг. Бакунин доказал свою преданность идеалам демократической интернациональной солидарности. Когда началась народная революция 1848— 1849 гг., он сразу оказался на левом фланге радикальной европейской демократии. Во время февральского революционного восстания 1848 г. в Париже Бакунин открыто выступил в поддержку требований французского пролетариата о полной занятости, немедленном повышении заработной платы всем трудящимся, о социальном нивелировании во имя равенства, об уничтожении старой антидемократической государственности, о вооружении народа и непрерывной („перманентной") революции вплоть до истребления „последнего врага"13. Политические симпатии М.А.Бакунина были всецело на стороне боевого парижского пролетариата..,,... Ни в одном классе, никогда и нигде, вспоминал он о французских рабочих 1848 г.,— не нашел я столько благородного самоотвержения, столько истинно трогательной честности, столько сердечной деликатности в обращении и столько любезной, веселости, соединенной с таким героизмом, как в этих простых необразованных людях, которые были и будут в тысячу раз лучше всех своих предводителей!"14.
В революционных событиях 1848—1849 гг. Бакунин проявил себя последовательным интернационалистом. Он пропагандировал идею союза и солидарных действий всех подлинно демократических и прогрессивных сил Европы. Вместе с тем Бакунин оставался верен своим патриотическим взглядам. „Революционное движение прекратится только тогда,— писал он 13 марта 1848 г. в воззвании, опубликованном парижской газетой „Реформа",— когда Европа, вся Европа, не исключая и России (разр. моя.— В.Д.), превратится в федеративную демократическую республику"15. Именно в этом направлении, добиваясь практической реализации своей мечты о грядущем братстве народов всего континента, Бакунин продолжал действовать в Австрии и Германии. В апреле 1848 г. он принимает самое активное участие в Пражском съезде представителей общественного движения славянских областей, входивших тогда в состав Австрийской и Турецкой империй. Обращаясь к делегатам съезда, М.А.Бакунин призывал: „Вы должны подать руку немецкому народу. Не деспотам Германии... не тем немецким педантам и профессорам в Франкфурте, не тем немецким мещанам, которые радуются всякому несчастью славян. А тому немецкому народу, который происходит от революции, который станет свободной немецкой нацией, той Германией, которой еще не существует..."16. Выступая с позиции демократического федерализма, он остро критиковал сторонников объединения славянских народов Европы вокруг царской России. Одновременно Бакунин опровергал и беспочвенные иллюзии тех деятелей, которые верили в возможность мирного, реформистского решения славянского вопроса в центре континента „сверху" австрийским имперским правительством17.
Наиболее яркий момент в политической биографии М.А.Бакунина конца 1840-х гг.— его участие в Дрезденском восстании 1849 г. В уличных боях и на баррикадах максимально раскрылись его организаторские способности. В Дрездене Бакунину очень пригодились и военные навыки, полученные в офицерском училище, и прекрасное знание европейских языков. „Он отличался мастерством говорить речи на простонародном немецком жаргоне,— пишет Г.Н.Потанин в своих воспоминаниях о Бакунине,— и умел увлекать немецкую толпу"18. Отряды повстанцев, которые возглавлял Бакунин, по свидетельству Ф.Энгельса, „... состояли почти исключительно из рабочих (разр. моя.— В.Д.) промышленных округов". Высоко оценивая организаторский и военный талант своего соратника по революционным сражениям 1848—1849 гг., Энгельс указывает на его выдающуюся роль в руководстве борьбой восставших пролетариев Саксонии. „Они нашли способного и хладнокровного командира,— отмечает Ф.Энгельс в своей работе „Революция и контрреволюция в Германии",— в лице русского эмигранта Михаила Бакунина, который впоследствии был взят в плен... "19
После подавления Дрезденского восстания М.А.Бакунина в г. Хемниц арестовали прусские военные власти. В январе 1850 г. королевский трибунал приговорил его к смертной казни, которая была заменена пожизненным тюремным заключением. Затем дело Бакунина рассматривал еще один военный суд, на этот раз австрийский. Ему суждено было снова пережить смертный приговор, потом опять замену виселицы вечным заточением в крепость. Однако по требованию Николая I австрийское правительство выдало Бакунина царским властям. Его депортировали в Россию, где упрятали на долгие годы в Алексеевский равелин Петропавловской крепости20.
Обстоятельства отправки Бакунина в сибирскую ссылку нередко увязываются в литературе с проблемой „Исповеди", написанной им в 1951 г. в тюрьме специально для Николая I21. Во многих работах, особенно 1920-х гг., можно встретить рассуждения о том, что Бакунин тогда якобы раскаялся в своих прежних взглядах, что будто бы изменил революционной этике и т.д. „Никакие смягчающие обстоятельства, никакие указания на характер эпохи и т.п.,— категорично заявляет, к примеру, Б.И.Горев,— не могут уменьшить того пятна, какое эти факты кладут на историческую репутацию Бакунина"22. Но если В.П.Полонский разделял точку зрения Горева по данному, вопросу, то Ю.М.Стеклов доказывал, что Бакунин в „Исповеди" не был искренен, „дурачил своих врагов и издевался над ними"23. Большинство современных исследователей продолжает развивать именно концепцию Стеклова. По мнению Н.М.Пирумовой, В.Г.Джангиряна, В.Г.Графского и некоторых других авторов, так называемое „покаяние" Бакунина в крепости — не что иное, как искусное притворство, попытка обмануть Николая I, своего рода интеллектуальный поединок с „коронованным тюремщиком"24. Лишь И.Б.Зильберман в своей работе 1969 г. придерживается линии Горева и Полонского. „... Исповедь Бакунина,— пишет данный исследователь,— свидетельствует о глубоком кризисе революционного сознания ее автора и, конечно, подтверждает, что он не был стойким революционером"25. Для большей убедительности Зильберман сравнивает поведение Бакунина в Петропавловской крепости с образом действий Н.Г.Чернышевского, народовольцев и пролетарских революционеров, которые, оказавшись в похожей ситуации, действительно не шли ни под каким предлогом на компромиссы с царской властью26. Заметим, однако, что примеры взяты автором из отечественной истории более позднего периода и ничего ровным счетом не доказывают. Если же обратиться к опыту русских революционеров первого, дворянского поколения (а к нему принадлежал в 30—40-е гг. и Бакунин), то выясняется, что многие из них поступали точно так же. Первой на данное обстоятельство обратила внимание Н.М.Пирумова, которая совершенно справедливо указывает, что в то время „... другие нормы поведения революционеров перед царским судом еще не сложились, не стали традицией"27. Ошибочно трактует Зильберман и мотивировку написания „Исповеди", утверждая, что тем самым Бакунин якобы спасал свою жизнь. На самом же деле смертная казнь ему тогда не угрожала. Зато четко обозначилась мрачная перспектива медленного и мучительного угасания в одиночной тюремной камере. Такой исход для Бакунина был пострашнее смерти. Собственно поэтому, напрямую обращаясь к Николаю I, он просил заменить пожизненное заточение в крепости каторжными работами28.
Характерно, что тезис о „покаянии" В.Полонский применяет в качестве своеобразного ключа ко всей политической биографии Бакунина 1850-х гг. „Дорогая цена, которою купил он свободу(?),— пишет исследователь,— сказалась в состоянии как бы душевного маразма, следы которого лежат на сибирском периоде его жизни..."29. Логическая схема данного автора относительно проста: если, проявив малодушие, Бакунин „раскаялся" и на какое-то время отрекся от революционных идеалов, тогда и в Сибирь он отправлялся морально сломленным. Поэтому сибирским годам его жизни Полонский отводит в самом лучшем случае роль рекреации, т.е. времени, ушедшего главным образом на восстановление духовных и физических сил, растраченных в тюрьмах. С такой точки зрения, конечно, не может быть и речи об эффективной революционной деятельности М.А.Бакунина в Сибири. Но при этом Полонский игнорирует по крайней мере два немаловажных обстоятельства. Во-первых, он не учитывает, что Бакунин, до того как стал царским пленником, прошел настоящую боевую закалку в классовых сражениях 1848—1849 гг. Его политический опыт являлся, кстати, уникальным для всего тогдашнего российского освободительного движения, ибо не имел аналога среди других русских общественных деятелей 1840-х гг. Во-вторых, именно на рубеж, отделявший сибирский и послесибирский периоды жизни Бакунина, пришелся кардинальный перелом общественно-политической ситуации в России, обусловленный вызреванием первого в истории страны общенационального кризиса.
Более или менее аргументированной является точка зрения Ю.М.Стеклова. Исследователь приводит любопытный отзыв царского министра А.И.Чернышева, который читал бакунинскую рукопись вместе с Николаем I. Характерно, что этот реакционный деятель, входивший в следственную комиссию по делу декабристов, заметил «... полное сходство между „Исповедью" и показаниями Пестеля печальной памяти данными в 1825 г.»3. Чернышев увидел в ней „то же самодовольное перечисление всех воззрений, враждебных всякому общественному порядку, то же тщеславное перечисление самых преступных и вместе с тем самых нелепых планов и проектов; но ни тени серьезного возврата к принципам верноподданного — скажу более, христианина и истинно русского человека"31.
Следует отметить, что отношение царского правительства к Бакунину после того, как Николай и его сановники прочли „Исповедь", если и изменилось, то в худшую сторону. Для самодержавия он оставался опасным противником. Недаром во время Крымской войны его перевели в Шлиссельбургскую крепость, где традиционно содержались самые важные государственные преступники. Здесь условия тюремного заключения еще более ужесточились. В Шлиссельбурге Бакунин перенес невыносимые муки, доводившие его до мысли о самоубийстве. „Содержание, должно быть, было хорошо,— с иронией отмечал А.И.Герцен,— когда и этот гигант изнемогал до того, что хотел лишить себя жизни"32. Однако, несмотря на физические и духовные страдания, М.А.Бакунину, по его собственной оценке, все-таки удалось „... сохранить до конца в целости святое чувство бунта" (разр. моя.— В.Д.)33.
Таким образом, и с точки зрения самого Бакунина, и по мнению высших царских властей ничего даже отдаленно напоминавшего раскаяние в его „Исповеди" не было. Ее содержание как раз свидетельствует о том, что каяться в революционных „грехах" М.А. Бакунин совсем не собирался. Обращаясь к Николаю I, он открыто заявлял: „Государь! Я не буду стараться извинять свои неизвинимые преступления, ни говорить о позднем раскаянии; раскаяние в моем положении столь же бесполезно, как и раскаяние грешника после смерти — а буду просто рассказывать факты и не утаю, не умалю ни одного"34. Свою политическую биографию Бакунин считал законченной. Надежды на близкую революцию у него не было, а сам он оказался на положении „генерала без армии", да еще в плену. Вероятнее всего Бакунин рассматривал свои заметки как последний шанс изложить на бумаге собственные убеждения, пусть и для врагов. Не исключено, что он по примеру декабристов35 надеялся в глубине души убедить „первого дворянина России" в необходимости давно назревших структурных реформ. Именно поэтому, на наш взгляд, М.А.Бакунин очень откровенно излагает автобиографию и свои мировоззренческие позиции 1840-х гг. Эту откровенность, являющуюся, кстати, основной чертой „Исповеди", ее исследователи нередко принимают за пресловутое „раскаяние".
В своих записках М.А.Бакунин подчеркивал, что нелегкая судьба политического эмигранта была избрана им добровольно. Он ничуть не скрывал своего неприятия к ценностям, которыми дорожил его венценосный читатель. Возвращение из-за рубежа в николаевскую Россию, которую Бакунин именовал „гробом свободы", казалось ему хуже самой смерти. „В Западной Европе,— вспоминал он в „Исповеди",— передо мной открывался горизонт бесконечный, я чаял жизни, чудес, широкого раздолья; в России же видел тьму, нравственный холод, оцепенение, бездействие,— и решился оторваться от родины"36. Бакунин не жалел черных красок, чтобы доказать неизбежность и закономерность собственного революционного выбора. Российская империя представлялась ему средоточием вселенского зла. „Когда обойдешь мир, везде найдешь много зла, притеснений, неправды,— пишет он,— а в России, может быть, более, чем в других государствах"37. Безграничный деспотизм, произвол, беззаконие и всепроникающее угнетение, как справедливо заметил Бакунин, подавляет и развращает российское общество сверху донизу. „Русская общественная жизнь,— по его определению,— есть цепь взаимных притеснений: высший гнетет низшего..." Но все же есть в России „крайний" — мужик-крестьянин, «... который, находясь на самом низу общественной лестницы, уж никого притеснять не может и должен терпеть притеснения от всех, по этой русской же пословице: „Нас только ленивый не бьет!"»38. Вообще „Исповедь" буквально пронизана искренним, нелицемерным сочувствием к эксплуатируемому и забитому крестьянству, к которому ее автор „... чувствовал более симпатии, чем к прочим классам, несравненно более, чем к бесхарактерному и блудному сословию русских дворян". Как подлинный патриот М.А.Бакунин верил только в народную Россию, в ее великую будущность. „... Что бы был этот народ,— с оптимизмом заявлял он царю,— если бы его выучили читать и писать"29
Вместе с тем Бакунин признавал, что, будучи уже за границей, возлагал определенные надежды на энергичный характер Николая I, который мог бы по своей воле освободить крестьян России от крепостнического ига. Но в 1851 г. он уже не верил в такую возможность, поскольку достаточно глубоко понимал социальную сущность самодержавия. „Правительство не освобождает русского народа,— вскрывал Бакунин подлинные причины пассивности императора в решении крестьянского вопроса,— во-первых, потому, что при всем всемогуществе власти, неограниченной по праву (т.е. по существовавшим законам.— В.Д.), оно в самом деле ограничено множеством обстоятельств, связано своей развращенной администрацией, связано, наконец, эгоизмом дворян"40. По его убеждению, и сам Николай I тоже „не хочет ни свободы, ни просвещения, ни возвышения русского народа, видя в нем только бездушную машину для завоеваний в Европе!"41 Думается, что подобного рода реплики вряд ли могли понравиться первому читателю рукописи. Царь наверняка понял, что взгляды Бакунина развивались по линии, нежелательной для самодержавия. Логика идейной эволюции автора „Исповеди" не оставляет никаких сомнений: путь, пройденный им в 1840—1849 гг., закономерно выводил, говоря по-бакунински, к „червленейшему" (т.е. архикрасному), самому радикальному демократизму. Тут явно не оставалось места для покаяния, которого ждал от революционера Николай I.
Особое возмущение со стороны Бакунина вызывало укоренившееся в стране взяточничество и казнокрадство царских чиновников. По его мнению, в России „... трудно и почти невозможно чиновнику быть не вором"42. Бакунинская ненависть к бюрократически централизованной и насквозь пропитанной „неправдой" политической системе самодержавия была поистине безграничной. Скрывать ее от царя он не мог, да и не хотел. „... Воровство и неправда и притеснения в России живут и растут,— писал он,— как тысячелетний полип, которого как ни руби и ни режь, он никогда не умирает"43. Антикрепостнический пафос „Исповеди" вполне очевиден. Ее автор бесстрашно и дерзко вскрыл коренной порок господствовавшего в России строя — самодержавного всевластного деспотизма, который губил творческие силы нации, обрекая русское общество на пассивность, страх и фатальную безысходность.
Среди исследователей бакунинской биографии распространено представление, что текст „Исповеди" вплоть до момента его первой публикации в 1921 г. В.Полонским был известен лишь узкому кругу царедворцев. Но, по свидетельству сибирского общественного деятеля Г.Н.Потанина, бакунинскую рукопись в конце 1850-х гг. удалось прочесть известному русскому историку Н.И.Костомарову. „... Эту записку Бакунина читал Костомаров,— сообщается в неопубликованном варианте воспоминаний Потанина,— и говорил Чернышевскому, что он не читал более сильного памфлета против крепостничества (разр. моя.— В.Д.)"44. Такая оценка современниками идейно-политической направленности бакунинских заметок, на наш взгляд, весьма близка к истине, и с ней следует согласиться.
Николаю I пришлось принять в свой адрес и острую критику Бакуниным внешнеполитической деятельности российского самодержавия. Именно царизм, по точной оценке революционера, сыграл зловещую роль главного палача освободительного движения в Европе в 1848—1849 гг. „Австрийская империя чуть было не распалась на свои многоразличные, враждебно-противоположные, несовместимые элементы, и если на время спаслась,— с видимым сожалением констатировал он,— то не своей одряхлевшей силой, только Вашей помощью, Государь"45.
И в царских застенках М.А.Бакунин не отрицал, что первостепенную цель всей своей заграничной деятельности видел в подготовке условий для свержения самодержавно-крепостнического режима. Все, что предпринималось им в 1840-е гг., было подчинено этому. „Другая же, и главная цель моя,— писал он в „Исповеди",— была найти в соединенных славянах точку отправления для широкой революционной пропаганды в России, для начала борьбы против Вас, Государь!"46 Бакунин довольно четко формулировал программную установку:
„... Россия, для того, чтоб спасти свою честь и свою будущность,— должна совершить революцию, свергнуть Вашу царскую власть, уничтожить монархическое правление и, освободив себя таким образом от внутреннего рабства, стать во главе славянского движения..."47 Бакунин подчеркивал, что он — за республику, но не в такой традиционной западноевропейской форме, как парламентская демократия. Противоречивые результаты континентальной революции 1848— 1849 гг. вызывали у него скептическое отношение к парламентаризму вообще. Поэтому он обратился к национальному русскому опыту, в частности к идейно-политическому наследию декабристов. Наиболее приемлемой и продуктивной ему казалась идея временной революционной диктатуры, „... которая бы исключительно занялась возвышением и просвещением народных масс"48 . Думается, что Николаю I и его приближенным стало не по себе, когда они увидели, что декабристские идеалы укоренились и продолжают развиваться уже в сознании следующего поколения, что рано или поздно „из искры возгорится пламя". Бакунин и не скрывал, что продолжает дело, начатое предшественниками по освободительному процессу. „Целью же поставлял русскую революцию,— признавал он,— и республиканскую федерацию всех славянских земель,— основание единой и нераздельной Славянской республики, федеративной только в административном, центральной же в политическом отношении"49. Преемственность с хорошо известными в литературе идеями славянского революционного единства, разрабатывавшимися в свое время декабристами, прослеживается у него довольно отчетливо.
Следует отметить, что я не ставлю перед собой задачу всестороннего анализа „Исповеди". Однако даже избранные фрагменты, цитировавшиеся выше, будем надеяться, дадут определенное представление об антикрепостнической и, в конечном итоге, революционной идейной направленности этого удивительного документа.
Работая над „Исповедью", М.А.Бакунин, как нам кажется, действовал в полном соответствии с этическими нормами своего времени. Было бы серьезной ошибкой оценивать его прямое обращение к Николаю I с точки зрения нравственных ценностей более поздней эпохи. Ведь не только декабристы, но и П.Я.Чаадаев, А.И.Герцен и другие современники Бакунина также не считали предосудительным напрямую обращаться к императору50. Вообще эпизод с „Исповедью" наглядно подтверждает, что в 1850-е гг. М.А.Бакунин еще руководствовался кодексом дворянской чести.
Все годы своего пребывания в Петропавловской крепости, а затем и в Шлиссельбурге Бакунин не терял надежды вырваться из тюремных стен, чтобы вновь включиться в революционное движение, „только с большею мудростью и с большею предусмотрительностью"51. ".... Тюрьма по крайней мере тем была хороша для меня,— писал он родным в феврале 1854 г.,— что дала мне досуг и привычку к размышлению. Она, так сказать, укрепила мой разум, но она нисколько не изменила моих прежних убеждений. Напротив, она сделала их более пламенными, более решительными, более безусловными, чем прежде, и отныне все, что остается мне в жизни, сводится к одному слову: свобода"52. Содержание цитируемого письма, тайно переданного сестре Татьяне во время свидания помимо жандармской цензуры, не имеет ничего общего с приписываемым ему некоторыми авторами „разочарованием в революции". „Для меня остался только один интерес, один предмет поклонения и веры,— делился своими сокровенными мыслями Бакунин,— вы знаете, о чем я говорю,— и если я не могу жить для него, то я не хочу жить совсем" 53. Ясно, что имеется в виду революционная страсть, без которой он едва ли смог бы перенести жестокие мучения тюремных лет. И еще одна надежда „грела" Бакунина: ему было известно, что друзья и родственники ведут упорную борьбу за освобождение его из крепости.
В исторической литературе явно недооценивается роль передовой русской общественности в освобождении М.А.Бакунина из Шлиссельбурга. Лишь Ю.М.Стеклов отчасти затрагивает данный вопрос в своих комментариях к IV тому Собрания сочинений и писем Бакунина54. Однако и он даже не упоминает о том, что коренные изменения в бакунинской судьбе стали возможны лишь после поражения царизма в Крымской войне, в условиях нараставшего общенационального кризиса.
А между тем военно-политические неудачи самодержавия в 1853— 1856 гг. в известной мере расшатали государственную машину царской власти. Новый император Александр II был вынужден пожертвовать наиболее одиозными элементами репрессивной политики, унаследованной от предшествующей эпохи. Перед царским правительством неизбежно возникла проблема „политических преступников". Под давлением российской и, в некоторой степени, европейской общественнности Александр пошел на определенные уступки. В 1856 г. было объявлено о выборочном и далеко не полном „прощении" репрессированных декабристов, петрашевцев и некоторых из деятелей польского национально-освободительного движения. Но Бакунина царь без колебаний вычеркнул из списка лиц, подлежащих амнистии55. Мать революционера, Варвара Михайловна Бакунина, просившая об освобождении сына из крепости, также получила отрицательный ответ. „... Доколе сын Ваш будет в живых,— резко ответил Александр II,— он свободен не будет"23. Однако со столь категоричным отказом царь явно поторопился. Вопрос о николаевском узнике номер один требовал безотлагательного решения. В конце 1856 — начале 1957 г. царскому пр. жительству пришлось возвратиться к этой проблеме, поскольку давление со стороны общественности усилилось56.
По инициативе замечательной русской патриотки, участницы Севастопольской обороны, двоюродной сестры шлиссельбургского пленника Екатерины Михайловны Бакуниной57 была организована кампания за освобождение его из тюрьмы. Ее поддержали другие ветераны Крымской войны, понимавшие истинную цену товарищеской солидарности. В борьбу включились П.В.Анненков, Л.Н.Толстой и другие общественные деятели. „... Я никогда не забуду,— писал впоследствии из Томска М.А.Бакунин к Анненкову,— что Вам отчасти я обязан свободою-жизнью, Вам и графу Толстому"58. Из дневниковых записей Льва Толстого, относящихся к ноябрю и декабрю 1856 г. видно, что он неоднократно встречался тогда с Анненковым и братом революционера, А.А.Бакуниным59. Все они были знакомы по Севастопольской обороне. 25 ноября 1856 г. на квартире у Толстого побывали, как отмечается в дневнике писателя, „милый Анненков" и „несносный Бакунин". Очевидно, друзьям удалось убедить Л.Н.Толстого, чтобы он использовал удобный случай: как раз в те дни Александр II читал автобиографическую повесть „Детство". Скорее всего на приеме у царя Толстой и напомнил о „шлиссельбургском пленнике"60.
Е.М.Бакуниной оказывала содействие великая княгиня Елена Павловна, отличавшаяся от всех членов царской семьи известной просвещенностью и даже в какой-то мере либеральными взглядами61. Ее участие в своей судьбе, а также ходатайство влиятельного царского сановника А.М Княжевича подтверждает и сам Бакунин62.
Любопытно, что воздействие на царя оказал также В.А.Долгоруков, назначенный в июне 1856 г. шефом III-го Отделения и главным начальником корпуса жандармов, человек неглупый и дальновидный63. Долгоруков понял раньше Александра II, что знаменитого революционера следует поскорее отправить в ссылку, ибо вопрос о нем рано или поздно возникнет вновь. Зная внутриполитическое положение в стране, он убеждал императора, что ссылка Бакунина в Сибирь — это своего рода превентивная мера, предотвращающая возможные в будущем выступления общественности в его защиту. „Нелегко далось моим освобождение меня из крепости,— вспоминал М.А.Бакунин,— государь с упорством барана отбил несколько приступов"64.
Александру II очень хотелось иметь свидетельство о „раскаянии". Внимательное изучение бакунинской „Исповеди" убедило его в обратном. Своими сомнениями царь поделился с министром иностранных дел А.М.Горчаковым, который придерживался, по-видимому, того же мнения, что и Долгоруков. „Но я не усматриваю в этом письме,— с явным неудовольствием говорил он,— ни малейшего раскаяния (разр. моя.— В.Д.)"65. Как ни сопротивлялся Александр II, ему все-таки пришлось уступить. Свое тщеславие царь, правда, в какой-то степени удовлетворил, вынудив Бакунина сочинить унизительное по форме прошение на „высочайшее имя"66. 19 февраля 1857 г. он оставил на бакунинском прошении резолюцию: „Другого для него исхода не вижу, как ссылку в Сибирь на поселение"67.
При этом Долгоруков на словах передал Бакунину издевательское и вовсе не безобидное предложение — „остаться на прежних условиях в крепости"68. Царь, по-видимому .всерьез надеялся, что измученный и тяжело больной Бакунин, страшась „ледяной пустыни", какой изображали Сибирь полицейские журналисты, может по своей воле остаться в Шлиссельбурге. Это был бы на редкость удачный выход для самодержавия. Но революционер оказался не настолько уж деморализован, чтобы так порадовать своих заклятых врагов.
5 марта 1857 г. „секретного арестанта", как именовали Бакунина в сопроводительных документах, перевели из крепости в Ш-е Отделение. Здесь 6 марта ему разрешили встретиться с двоюродной сестрой, „героической монашенкой" Е.М.Бакуниной и братом Алексеем. Через них тогда же М.А.Бакунин заочно познакомился с недавно возвратившимся из Сибири декабристом И.И.Пущиным, который передал ему свое благословение и „местные рекомендации"69. „По правде — это наше дело,— был убежден Пущин,— мы, старожилы Сибирские, должны новых конскриптов сколько-нибудь опекать, беда только в том, что не всех выдают"70. Вероятно, старый декабрист передал Бакунину немало ценных советов, которые должны были помочь ему быстрее освоиться на новом месте.
8 марта 1857 г. М.А.Бакунин отправился в сопровождении жандармского офицера Медведева в Западную Сибирь. Перед отправкой на поселение ему разрешили заехать на сутки домой, в родовое поместье Прямухино. После кратковременного пребывания в кругу родных ему было предписано без остановок следовать в Томскую губернию, куда Бакунин был определен на жительство „под строжайшим надзором полиции"71.
Отправка М.А.Бакунина из Шлиссельбурга в сибирскую ссылку обусловливалась, таким образом, прежде всего коренным изменением общественно-политической обстановки в России. Его освобождение из тюрьмы стало возможным только благодаря назревавшей в конце 50-х гг. XIX в. революционной ситуации. Решающую роль сыграло при этом давление на царское правительство со стороны русской общественности. „Исповедь" и так называемые „покаянные письма" ничего не решали в личной судьбе пламенного революционера. Эти документы лишь доказывают, что еще находясь в тюремном заключении, Бакунин приступил к корректировке своих тактических принципов и пытался подготовиться к менявшимся историческим условиям. Он осознавал себя „богатым мыслями, часть которых по крайней мере могла бы быть полезною..."72.
Идейный багаж, с которым Бакунин вступал в новый период своей политической деятельности, по его собственной оценке73, оставался в рамках убеждений баррикадно-романтической эпохи. Поэтому представляется возможным экстраполировать наиболее существенные черты его революционного мировоззрения тех лет на рубеж, разделяющий крепостные и сибирские годы жизни.
В Сибирь Бакунин отправился таким же непримиримым противником самодержавия и крепостнической реакции. Общественный подъем, наметившийся после бесславной для царизма Крымской войны, только укрепил его уверенность в приближении революционной эпохи в России.
По своим политическим взглядам Бакунин являлся республиканцем. Конституционную монархию он считал вчерашним днем русского освободительного движения74. Его идеалом была „Демократическая Социальная Республика" для России и Федерация таких же республик для всех славянских народов. Средством достижения этой цели он считал „крестьянскую революцию"75.
Движущими силами революционного процесса в России могли бы стать, по его мнению, во-первых, крепостные крестьяне всех категорий: помещичьи, удельные, государственные и т.д., потому что „их жалкая, недостойная участь совершенно одинакова"76. Во-вторых, активное участие в нем должен принять „очень многочисленный промежуточный класс населения, состоящий из весьма разнородных элементов, класс беспокойный и буйный, готовый со всею страстью броситься в водоворот первого же революционного движения". Существенную роль в революции должны были сыграть, по мысли Бакунина, солдатские массы, „бесчисленная армия, разбросанная по всему лицу империи". Четко осознавая свою идейную преемственность с декабристами, в прошлом артиллерийский офицер, Бакунин отводил значительное место „низшим чинам", которые, по его оценке, тот же народ — лишь „освободившийся от всяких иллюзий, вооруженный, привыкший к дисциплине и к совместным действиям"77. Наконец, большое значение М.А.Бакунин придавал „религиозным бунтовщикам", т.е. протестантам-старообрядцам, „разрушительную пропаганду" которых он считал даже важнее, чем неудачное восстание декабристов 1825 г.78
Характерно, что в то время он отрицал какую-либо возможность реформистского варианта в решении „крестьянского вопроса" в России. Он был убежден, что крепостное право дворянская бюрократия добровольно никогда не отменит. „Прежде чем думать о проведении малейшей реформы в России,— утверждал Бакунин в „Политической исповеди" (1850 г.),— нужно было-бы очистить авгиевы конюшни русского чиновничества"79. Антибюрократические воззрения ему были присущи уже до сибирской ссылки.
В главном для России, аграрном, вопросе Бакунин был сторонником передачи земли трудящимся. „Не следует думать, будто крестьянин не сознает,— писал он в 1849 г.,— что земля, которую он обрабатывает от имени царя, государства или своего боярина, принадлежит собственно ему"80. Поэтому Бакунин подчеркивал, что „... в России речь идет уже не просто об отмене крепостного права, о свободе личности, но и о праве на землю"81. Именно поэтому Бакунин считал весьма актуальным для России „объявление земли национальной собственностью"82. Все русские крестьяне,— утверждал Бакунин в статье „Русские дела" (1849 г.),— независимо от владельческой принадлежности, тяготеют к общинному укладу в землепользовании. И еще он доказывал, что крестьянство России „требует освобождения от крепостного права и свободного (т.е. индивидуально-семейного.— В.Д.) владения собственностью"83.
В национальном вопросе М.А.Бакунин продолжал линию Южного общества декабристов. Он целеустремленно пропагандировал идею революционного единства русского, польского и общеславянского освободительного движения. „Примирение Польши с Россией,— отмечал Бакунин в программной работе конца 1840-х гг.,— разрешение, общее разрешение, славянского вопроса"84. По его твердому убеждению, „... революции в России безусловно должно предшествовать восстановление (национальной независимости и государственности.— В.Д.) Польши"85.
В досибирский период Бакунин, несомненно, эволюционировал в сторону последовательного демократизма. Об этом свидетельствовали: радикальность его политических взглядов, прогрессивный характер социально-экономических требований, четко выраженная интернационалистская тенденция в образе мысли и действий и т.д. Некоторые из его современников утверждали, что „то, о чем, главным образом, говорил и чего желал Бакунин, были цели социализма..."86. Однако сам Бакунин определенно считал себя не социалистом или коммунистом, а представителем „партии радикалов"87. Вместе с тем он признавал суверенное право трудящихся на осуществление своего собственного, пусть и ошибочного, идеала. „Коммунизм — не безжизненная тень,— заявлял М. А.Бакунин,— Он произошел из народа, а из народа никогда не может родиться тень"88. Признавая коммунизм учением, имеющим глубокие корни в социально-экономической и духовной жизни народных масс, Бакунин стремился учитывать реальное, а не фальсифицированное идеологами правящего класса, общественное самосознание.
По кардинальным социально-политическим установкам Бакунин был в 40-е и 50-е гг. убежденным сторонником революционного просветительства, так как полагал, что „народ сможет собой управлять лишь постольку, поскольку он является совершеннолетним и самостоятельным, и что только путем образования (разр.моя.— В.Д.) он может быть поднят до совершеннолетия и самостоятельности"89. Необходимо учитывать, что вплоть до 1861 г. М.А.Бакунин оставался одним из самых видных представителей революционного дворянского меньшинства в России. Поэтому в его воззрениях сохранялись элементы неизжитой дворянской „революционности".
Трудно сказать, какие конкретные представления существовали у Бакунина о Сибири, где ему суждено было провести несколько лет. Ведь и о России в целом после долгого пребывания за границей и в тюремной изоляции у него остались только „фантастические", „бессознательные впечатления". Бакунин сам признается в „Исповеди", что „... знал Россию мало; восемь лет жил за границей, а когда жил в России, был так исключительно занят немецкой философией, что ничего вокруг себя не видел"90. Но у него зрела сильная потребность в изучении „простого народа, крестьян"91. Поэтому Сибирь как исторически неотъемлемая часть России могла представлять большой интерес для Бакунина. Здесь ему предстояло жить и действовать в таких условиях, которые существенно отличались, к примеру, от западноевропейских. Сибирь имела свои региональные особенности. Для революционной борьбы против царизма здесь требовались иные, специфические средства. Их-то и должен был осваивать Бакунин.