(Школа трудовой демократии, Мысляева И.Н.) |
|
|
|
|
|
|
|
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОБЛЕМНОЙ ДИСКУССИИ
|
|
Опыт проведения учебных семинаров в Школе трудовой демократии (ШТД) показал, что такие формы обучения, как лекции, семинары, доклады и выступления, не обеспечивают вовлечения всех слушателей в обсуждение задач и практических проблем рабочего и профсоюзного движения. Необходимы активные формы, позволяющие привлечь к обсуждению поставленных вопросов всех участников. Одной из таких активных форм является организация общей дискуссии с предварительным обсуждением проблем в нескольких группах, на которые разбиваются все участники. Как показывает опыт, это достаточно эффективная форма. Она позволяет выявить и сопоставить различные позиции по одному и тому же вопросу, выработать, если это возможно, единое мнение, обеспечить активное участие всех в обсуждении. |
|
Такая форма формирует культуру общения, культуру дискуссии. Она предоставляет возможность каждому из участников выступить, высказать свое мнение. Далеко не всегда при проведении занятий по схеме "лекция (доклад) - обсуждение" каждому из участников удается рассказать об опыте работы своей профсоюзной организации и тех проблемах, с которыми она сталкивается. А это очень важно. Как показывает опыт, именно проблемная дискуссия с использованием метода работы по группам помогает приобрести опыт публичного выступления, публичной дискуссии. Она учит отстаивать свою точку зрения, убеждать или признавать правоту и убедительность противоположной стороны. И, наконец, учит слушать и понимать своих товарищей. |
|
Общая схема проведения проблемной дискуссии с использованием метода работы по группам такова: |
|
1. Определение вопросов, актуальных для обсуждения. |
|
2. Разбивка на группы. |
|
3. Работа в группах. |
|
4. Представление позиций, выработанных в группах. |
|
5. Общая дискуссия по каждому вопросу с сопоставлением позиций. |
|
6. Подведение итогов проблемной дискуссии. |
|
Дискуссия проходит под руководством ведущего. Число ведущих может быть различным. Как показывает опыт, для эффективной работы обычно бывает достаточно одного-двух ведущих. |
|
Рассмотрим более подробно каждый этап проведения проблемной дискуссии. |
|
|
|
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВОПРОСОВ, АКТУАЛЬНЫХ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ |
|
|
|
До начала дискуссии необходимо сформулировать вопросы для обсуждения. Чем необходимо руководствоваться при подборе вопросов? Во-первых, вопросов не должно быть слишком много. Как показывает опыт, самое подходящее число вопросов - 2 или 3. Во-вторых, формулировка вопроса должна быть простой, понятной всем. Она должна содержать достаточную информацию, позволяющую участникам обсуждения понять задачу, стоящую перед ними, а также понять, на какого рода информации следует сосредоточиться. Для этого основной вопрос может быть дополнен рядом наводящих вопросов, позволяющих сориентироваться, по каким направлениям и в каком порядке участникам следует строить свой ответ. |
|
Вопросы, формулируемые для обсуждения должны включать проблемы, важные для профсоюзных организаций, по которым часто возникают споры и в отношении которых нет единого мнения. Формулировкой вопроса необходимо обозначить проблему. Это главная, но не единственная задача этого этапа. Другая, не менее важная, состоит в том, чтобы выделить круг фактов, относящихся к этому вопросу {отметить, какие существуют подходы к решению этой задачи, что мешает их реализации, во что чаще всего упирается их решение и т.п.). То есть формулировка вопроса должна зафиксировать не только проблему, но и существующие подходы к её решению. Это необходимо для того, чтобы очертить круг вопросов для последующей дискуссии. |
|
Например, вопрос можно сформулировать так: "В чем состоит жизнь профсоюзов Ваших предприятий?" При такой формулировке, в лучшем случае, можно рассчитывать на длинный, часто бессистемный перечень тех многочисленных дел, которыми занимается любой профсоюзный комитет. Чтобы избежать этого, выбор вопроса должен начинаться с определения проблемы. |
|
Сформулированный выше вопрос предполагал обратить внимание на следующую проблему: профсоюзной работой чаще всего занимаются члены профкома, а не рядовые члены профсоюза. Возникает вопрос: насколько такое положение дел является нормальным? Именно это необходимо выяснить. Поэтому сформулированный выше вопрос "В чем состоит жизнь профсоюзов Ваших предприятий?" может быть дополнен следующим образом; "Дайте перечень основных (наиболее заметных) дел Ваших профсоюзных организаций за последние год-полгода. Кто делал эту работу - председатели или члены профкомов; председатели или члены цехкомов; профгруппорги, рядовые члены профсоюза? Считаете ли Вы такое положение дел нормальным для профсоюза как организации работников для защиты своих прав и интересов? |
|
-Если считаете нормальным, то почему?" |
|
Здесь основной вопрос дополнен рядом вспомогательных вопросов и разъясняющих положений, а сама |
|
формулировка вопроса не только фиксирует проблему, но и выделяет круг фактов, непосредственно относящихся к ней. |
|
В таком понимании предлагаемая методика может быть использована не только для работы на семинарах, но и как способ коллективного решения проблем, обсуждаемых на профсоюзных собраниях, конференциях, съездах. Она может быть использована как способ привлечения людей к активному (сознательному) обсуждению проблем, по которым должно быть принято коллективное решение. В этом случае общее голосование на собраниях или съездах будет осмысленным, а не формальным. |
|
Вопросы лучше всего изложить письменно и раздать всем участникам. Это можно сделать на самом занятии, а можно - заранее. При этом у ведущего вовсе не обязательно должен быть заранее готов ответ на поставленные вопросы. Конечно, это не исключает того, что он может иметь свое собственное мнение по обсуждаемым вопросам. Но он может и не знать ответа на них. Мнение ведущего может сформироваться лишь в ходе обсуждения и этого не следует бояться, т.к. главная задача проблемной дискуссии состоит не в том, чтобы подвести слушателей к выводу, который заранее (до обсуждения) сформулировал для себя ведущий. Главное - в процессе коллективного обсуждения найти подходы к решению актуальных проблем. |
|
|
|
РАЗБИВКА НА ГРУППЫ |
|
|
|
Эта процедура не должна носить формальный характер. От того, насколько правильно будет осуществлена разбивка на группы, зависит эффективность работы в целом. Осуществляя деление участников на группы, следует руководствоваться следующими правилами: |
|
- общее число групп не должно превышать трех или четырех. В противном случае работа на следующих двух |
|
этапах (представление позиций, выработанных в группах, и общая дискуссия с сопоставлением позиций) может быть затруднена; |
|
- количество участников в группах также не должно быть слишком большим - пять или шесть человек; |
|
- в одних и тех же группах должны быть собраны люди, представляющие разные организации, разные профсоюзы и, возможно, разные точки зрения. Если занятие проходит на предприятии, то желательно, чтобы в одних группах были люди из разных цехов, бригад, участков. |
|
Нет необходимости разбивать слушателей на группы до начала занятий. Эту работу целесообразно проводить непосредственно на занятиях по методу: на первый, второй, третий и т.д. - рассчитайся. |
|
Такой способ разбивки вполне оправдан. Во-первых, он прост. Во-вторых, как показывает опыт работы ШТД, он гарантирует, что в одну группу не попадут участники, представляющие один и тот же профсоюз, цех или участок. Объясняется это очень просто. Как правило, на занятиях, где присутствуют члены разных профсоюзов, разных первичных организаций, которые незнакомы друг с другом, участники из одного подразделения, одного профсоюза садятся рядом. Поэтому, если мы делим на группы по методу: на первый, второй и т.д. - рассчитайся, то есть гарантия, что рядом сидящие не попадут в одну группу, а значит в группах будут представлены разные подразделения и разные профсоюзы. |
|
После того, как группы сформированы, ведущий должен прочесть вслух вопросы и рассказать о том, как будет проходить работа в группах. При необходимости он должен дать некоторые пояснения или комментарии к вопросам, объяснить порядок работы - где какая группа занимается, сколько времени должно занимать обсуждение, как должно проходить обсуждение. И, наконец, разъяснить задачу работы в группах - найти подходы к решению поставленных проблем и выработать, если это возможно, единое мнение по каждому из представленных вопросов для последующего его представления. |
|
Следует объяснить, что группы самостоятельно должны определить, кто будет вести дискуссию. Это может быть человек, которого выберет группа или который согласится на эту роль добровольно. В процессе обсуждения необходимо также определить, кто будет представлять позицию группы на общей дискуссии. Следует объяснить, что если в процессе обсуждения группа не пришла к единому мнению по тому или иному вопросу, то от группы могут выступить два и более человек, чтобы ознакомить всех присутствующих с разными мнениями, прозвучавшими в группах. |
|
|
|
РАБОТА В ГРУППАХ |
|
|
|
Целесообразно, чтобы эта работа осуществлялась в разных помещениях (комнатах), где участники, составляющие ту или иную группу, могли бы, не мешая друг другу, обмениваться мнениями и обсуждать поставленные вопросы. |
|
Работа в группах - это исключительно самостоятельная работа слушателей. Ведущий, или ведущие не должны вмешиваться в работу групп. Конечно, это не исключает того, что ведущие могут присутствовать при работе в группах. Но они ни в коем случае не должны высказывать, а тем более навязывать свое мнение по тому или иному вопросу, чтобы избежать давления на слушателей. В лучшем случае, они могут подсказать, как эффективнее организовать работу. |
|
При работе в группах слушатели должны высказать свое мнение по каждому из обсуждаемых вопросов. Главная цель работы в группах - обмен мнениями и поиск подходов к решению обозначенных проблем. Если в процессе обсуждения удается прийти к единому мнению, то оно фиксируется (желательно, в письменной форме) и считается мнением группы при представлении позиций на следующем этапе. Если в процессе обсуждения мнения слушателей разошлись, и в результате дискуссии им не удалось прийти к единому мнению, то это различие также фиксируется и на следующем этапе доводится до сведения участников из других групп. |
|
Продолжительность работы в группах зависит от количества и содержания предложенных вопросов. Но в любом случае она не должна быть растянута во времени. Если исходить из того, что для работы в группах будут предложены 2 или 3 вопроса, то продолжительность работы в группах - около одного часа. |
|
|
|
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПОЗИЦИЙ, ВЫРАБОТАННЫХ В ГРУППАХ |
|
|
|
После окончания работы в группах, все слушатели вновь собираются вместе для того, чтобы продолжить дискуссию, выслушать доводы в пользу разных позиций, заслушать разные мнения. |
|
На этом этапе представитель каждой группы докладывает мнение группы. Представитель или представители групп могут излагать свою позицию устно, а могут воспользоваться доской и в письменной форме изложить свою позицию. |
|
Представление позиций целесообразно осуществлять следующим образом. Ведущий зачитывает первый вопрос. Представитель первой группы формулирует позицию группы по этому вопросу, потом представитель второй группы и т.д. Завершается представление каждого вопроса небольшой дискуссией. И так далее. |
|
Возможен и такой способ представления позиций, когда каждая группа высказывается сразу по всем вопросам. Однако такой способ является менее эффективным, т.к. участникам приходится постоянно переключать своё внимание с одного вопроса на другой, причем делать это столько раз, сколько групп будет работать на семинаре. |
|
Способ представления позиций по каждому вопросу одновременно всеми группами, завершаемое небольшой дискуссией, очень эффективен. Он позволяет зафиксировать различия в понимании проблем и в подходах к их решению рабочими разных отраслей, предприятий, разных профсоюзов. Но он позволяет определить и общее. А это очень важно. Уяснение того, что разделяет, а что объединяет, продвигает участников семинара к пониманию необходимости и возможности солидарных действий. Как показывает опыт, различия чаще всего касаются способов решения проблем, а не их сути. У рабочего и профсоюзного движения - единые цели и задачи. Если в процессе обсуждения рабочие самостоятельно приходят к такому выводу, то можно считать, что одна из главных целей проблемной дискуссии достигнута. |
|
|
|
ОБЩАЯ ДИСКУССИЯ ПО КАЖДОМУ ВОПРОСУ С СОПОСТАВЛЕНИЕМ ПОЗИЦИЙ |
|
|
|
После того, как позиции представлены, следует перейти к общей дискуссии. На этом этапе особенно велика роль ведущего. Перед началом дискуссии ведущий может сделать небольшое резюме: кратко изложить представленные позиции, подчеркнуть совпадающие и несхожие мнения, обратить внимание на степень аргументации, выделить те позиции, которые, на его взгляд, требуют уточнения или дополнительных доказательств. Тем самым ведущий определяет круг проблем для общей дискуссии. |
|
На этом этапе ведущий не должен торопиться высказывать свое мнение по обсуждаемым вопросам. Задача состоит в том, чтобы в ответ на выступления представителей групп завязалась общая дискуссия, столкнулись разные позиции и доводы в их пользу. В общей дискуссии |
|
обсуждение может идти не только вокруг тех позиций, которые были выработаны в группах, но и вокруг выступления отдельных участников семинара. Хорошо, если обсуждение выйдет за рамки вопросов, предложенных группам для обсуждения, и будет касаться тех проблем, которые являются темой настоящего семинара. Главное, чтобы обсуждались проблемы, важные для рабочего и профсоюзного движения. |
|
Ведущий должен направлять дискуссию в нужном направлении, организовать обсуждение таким образом, чтобы наибольшее число участников могли выступить. Для этого полезно заранее установить регламент: продолжительность каждого выступления; возможность каждому участнику выступить дважды и более. Необходимо объяснить, что каждый участник может выступить два и более раз только в том случае, если каждое его выступление не будет превышать установленной продолжительности. |
|
Продолжительность общей дискуссии зависит как от количества обсуждаемых вопросов, так и от активности участников. Если активность велика, то нет необходимости ограничивать дискуссию каким-то заранее определенным временем. Минимальное время, выделяемое для дискуссии, должно равняться произведению продолжительности одного выступления, принятого в регламенте, на общее количество участников дискуссии. |
|
|
|
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ПРОБЛЕМНОЙ ДИСКУССИИ |
|
|
|
Общая дискуссия завершается подведением итогов. На заключительной стадии ведущий должен: |
|
- отозваться о работе групп. Если он наблюдал за работой групп - высказать свои соображения относительно того, как была построена эта работа в разных группах, рассказать о методах работы, которые показались ему более эффективными; |
|
- подвести итоги дискуссии. Обратить внимание на общность позиций, отметить спорные вопросы, а также вопросы, которые остались без внимания или которые недостаточно аргументированы. |
|
Ведущий может также высказать свое мнение по обсуждаемым вопросам. Однако делать это следует очень тактично. Ни в коем случае нельзя навязывать свое мнение и представлять дело так, что оно является единственно верным. Чтобы не получилось, как в известной телевизионной передаче: "Вы высказали своё мнение, а теперь послушайте правильный ответ". Высказывая свою точку зрения, необходимо всячески подчеркивать уважение к другим позициям. Стараться не давить, а объяснить, что в позиции тех или иных участников представляется ему спорным, с какими аргументами он не согласен. |
|
В конце семинара его участники (все или желающие) могут также высказать свое мнение о дискуссии, о её организации и о том, насколько полезной для них была эта работа. Можно также наметить вопросы, которые имеет смысл обсудить в следующий раз, договориться, кто из участников мог бы выступить в роли ведущего, самостоятельно подготовить и провести проблемную дискуссию. |
|
Главная задача проблемной дискуссии состоит в том, чтобы активизировать деятельность всех членов профсоюза, доказать необходимость и возможность коллективного обсуждения наиболее важных вопросов профсоюзного и рабочего движения. |
|
Ниже, в Приложении, мы публикуем вопросы, которые обсуждались на семинарах Школы трудовой демократии. Надеемся, что знакомство с ними поможет всем, кто только готовится к проведению проблемной дискуссии, правильно выбрать вопросы и сориентироваться, какого рода проблемы могут быть предметом обсуждения. Приведенные ниже вопросы Вы также можете использовать на своих семинарах. |
|
Желаем успеха! |
|
|
|
|
|
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПРОБЛЕМНЫХ ДИСКУССИЙ, КОТОРЫЕ ПРОВОДИЛИСЬ НА ЗАНЯТИЯХ |
|
ШКОЛЫ ТРУДОВОЙ ДЕМОКРАТИИ |
|
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА РАБОТЫ |
|
ПО ГРУППАМ |
|
|
|
|
|
1. Что такое политика? Как вы это понимаете? Приведите по два-три примера требований, которые в современных условиях выдвигают трудящиеся, профсоюзы (в том числе в ходе забастовок), которые вы считаете: |
|
а) сугубо экономическими (не затрагивающими политику); |
|
б) сугубо политическими (не имеющими отношения к экономическим правам и интересам трудящихся); |
|
в) комплексными, то есть такими, которые невозможно отнести к сугубо экономическим или к сугубо политическим. |
|
2. Напишите по 2-3 требования, которые в первую очередь следует сегодня выдвинуть профсоюзам: |
|
а) перед администрацией (или фактическими собственниками) предприятий; |
|
б) перед местными (городскими) властями; |
|
в) перед федеральными органами власти (Федеральным собранием, правительством, президентом). |
|
3. Существуют две позиции (два мнения). Одна позиция. Профсоюзы не должны заниматься политикой; в одном и том же профсоюзе состоят люди |
|
разных политических взглядов и поэтому, если профсоюз втянется в политику, это разъединит людей, не позволит выступать сплоченно за экономические интересы. К тому же политика, говорят сторонники такой позиции, - "дело грязное", пусть ею занимаются профессионалы-специалисты. Дело профсоюзов, говорят сторонники этой позиции, - отстаивать экономические (социально-экономические) права и интересы своих членов (защита от увольнений, оплата труда, режим и условия труда, условия быта и т.п.). |
|
Другая позиция. Профсоюзы (особенно в условиях нашего переломного периода) должны активно влиять на политику, участвовать в политической жизни, поскольку без этого нельзя добиться устойчивого улучшения экономического положения трудящихся. |
|
Какая из этих двух позиций представляется вам правильной, отвечающей современным условиям? Возможно, у вас другая позиция, которая отличается от этих двух мнений? Какая? Аргументируйте свой ответ. |
|
|
|
II. Вопросы для проблемной дискуссии на учебном семинаре "Профсоюзы и демократия". |
|
1. В чем состоит жизнь профсоюзов Ваших предприятий (учреждений)? Дайте перечень основных (наиболее заметных) дел Ваших профсоюзных организаций за последний год-полгода. |
|
Кто делал эту работу - председатели или члены профкомов; председатели или члены цехкомов; профгруппорги; рядовые члены профсоюза? |
|
Считаете ли Вы такое положение дел нормальным для профсоюза как организации работников для защиты своих прав и интересов? Если считаете ненормальным, то почему? |
|
2. Профком есть, а профсоюза нет - такая ситуация часто встречается. Нужно ли, по вашему мнению, прилагать усилия к тому, чтобы активизировать профорганизацию (добиваться сознательного активного участия в профсоюзной деятельности всех или большинства членов профсоюза), если профком работает энергично и находится в контакте с администрацией? |
|
3. Профсоюзы, по законам, имеют пока что довольно широкий круг прав. Так, например, в ст.35 КЗОТ Российской Федерации говорится: |
|
"Расторжение трудового договора (контракта) по основаниям, предусмотренным пунктами 1 (кроме случаев ликвидации предприятия, учреждения, организации), 2 и 5 cm. 33 настоящего Кодекса-, с предварительного согласия соответствующего выборного профсоюзного органа.... |
|
Соответствующий выборный профсоюзный орган сообщает администрации в письменной форме о принятом решении в десятидневный срок со дня получения письменного представления руководителя предприятия, учреждения, организации." |
|
Какую позицию на практике занимает выборный профорган? Всецело отстаивает интересы работника? Входит в положение администрации? Или балансирует между ними? Есть ли на практике демократия при увольнениях и в чьих она интересах? |
|
|
|
III. Вопросы для проблемной дискуссии на учебном семинаре "Функции профсоюзов в системе социальной защиты трудящихся в период современных рыночных реформ". |
|
1. Чем фактически сейчас занимаются цеховые и заводские профкомы? С чем чаще всего обращаются в профкомы (цехкомы) люди? Назовите вопросы, которые просркомам и цехкомам удается сейчас решать лучше всего. Довольны ли вы деятельностью профкомов и цех-комов? |
|
2. Мешает или помогает профсоюзам то, что они распределяют социальные блага и заботятся о социально-бытовых нуждах работников? Расширять эту работу или освобождаться от неё поскорее? Если распределение социальных благ и заботу о социально-бытовых нуждах передать от профсоюзов другим органам (администрации, СТК и пр.), то злоупотреблений и несправедливости будет больше или меньше? |
|
|
|
IV. Вопросы для проблемной дискуссии на учебном семинаре "Роль государства в развитии социального партнерства". |
|
1. Должно ли государство вмешиваться в отношения между трудом и капиталом, профсоюзами и работодателями? Если да, то по каким направлениям и в каких фор-мах? Попробуйте, пожалуйста, в этой связи оценить деятельность органов государственного управления в работе Российской трехсторонней комиссии по урегулированию социально-трудовых отношений. |
|
2. Известно, что социальное партнерство осуществляется там, где есть относительное равновесие сил труда и капитала. Близки ли мы к такому равновесию? В связи с этим возможно ли сегодня в России социальное партнерство? |
|
3. Хватает ли в России законов для практического осуществления социального партнерства? Если нет, то чего именно не хватает? Если достаточно, то почему в России нет социального партнерства? |