Библиотека СКТ:    Мюррей  Букчин    РЕКОНСТРУКЦИЯ ОБЩЕСТВА  на пути к зеленому будущему


Murray Bookchin REMAKING SOCIETY  Pathways to a Green Future 

Перевод  Ольги Аксеновой

 

ПРИМЕЧАНИЯ

 

1. Я сослался на вирусы отнюдь не легкомысленно. "Безупречное право" патогенных вирусов существовать серьезно дискутируется в книге Давида Эхренфельда "Высокомерие гуманизма" (David Ehrenfeld The Arrogance of Humanism, New York: Oxford University Press, 1978, 208-210).

2. Для исчерпывающего ознакомления с идеями движения "глубоких экологистов". см. Bill Devall and George Sessions, Deep Ecology, (Salt Lake City. Peregrine Smith Books, 1985). В этой книге вы найдете большинство выражений, используемых "глубокими эколо­гистами", таких как "биоцентрическое равенство", например

3. Ibid, 225

4. Robert Briffault, "The Evolution of the Human Species" in The Making of Man, V. F. Calverton, ed (New York: Modern Library, 1931), 765-766

5. David Ehrenfeld, op. cit., 207

6. Dorothy Lee, Freedom and Culture (Englewood Cliffs, NJ: Pren­tice Hall, Inc, 1959), 42

7. Paul Radm, The World of Primitive Man (New York Grova Press, 1960), 11

8. Я исследовал этот важный аспект магии, которым часто прене­брегают в моей книге "Экология свободы" (The Ecology of Freedom, Palo Al- to: Cheshire Bookas, 1982). Однако я сомневаюсь, что эта непо­давляющая форма магии имеет какой-либо смысл в наши дни. Я пока­зал ее только как пример того, как неиерархические сообщества видели природный мир, а не как технику, которую нужно использовать совре­менными мистиками и теистами. Древние охотники конечно были не правы Игра не обязательно подвергала их копьям и стрелам более чем они были "заставлены" магией принуждения становиться пищей в па­леолитической диете. Попытаться реставрировать эти ритуалы сегодня (никто достаточно не знает в каких формах они проходили) было бы наивно в лучшем случае и цинично в худшем. Ритуал, если он будет иметь какое-то место в свободном обществе должен усиливать уваже­ние к жизни и человеческое сотрудничество - а не опускаться в атавизм, абсурдный и бессмысленный для современного ума.

9. Janet Biehl, "What is Social Ecofeminism?" in Green Perspecti- ves, No. ll.

10. Paul Radin, op. cit., 212, 215.

11. Замена термина "капитализм" словами "индустриальное об­щество" может сильно дезориентировать. "Индустриальный" капитализм предшествовал Промышленной революции. На знаменитом вене­цианском арсенале, огромное количество рабочих работало традици­онными инструментами, а на первых английских фабриках рабочую силу структурировали простые машины и техника. Эти фабрики про­сто интенсифицировали процесс труда, а не вводили блестящие тех­нические инновации. Инновации пришли позже. Говорить об "индустриальном обществе" без четкой ссылки на новые социальные отношения, введенные капитализмом, а именно заработную плату и труд и бесправный пролетариат, означает наделять технологию мис­тической властью и приписывать ей и степень автономии, которых она реально не имеет. Это также создает крайне дезориентирующее пред­ставление о том, что общество может жить с рыночной экономикой, которая может быть "зеленой", "экологической" или "моральной", даже в условиях зарплаты, обмена, конкуренции и т. п. Это ошибочное упо­требление понятий обвиняет технологию - большая часть которой мо­жет быть очень полезно социально и экологически - в том, в чем в ре­альности повинно вполне определенная совокупность социальных от­ношений, а именно капиталистических отношений. Конечно можно достичь большого "влияния" на незнающих людей, используя подоб­ные выражение, но цена этому - создание у них ошибочных представ­лений.

12. Ernst Bloch, Man on His Own (New York: Herder and Herder, 1970), 128.

13. H. and H. A. Frankfort, The Emancipation of Thought From Myth, in Before Philosophy, H. and H. A. Frankfort, et. al. (Baltimore: Penguin Books, 1951), 242-243. The passages from Egyptian chronocles appear in the pages above.

14. Peter Kropotkin, Mutual Aid (Montreal: Black Rose Books, 1989), 195

15. Marie Louise Berneri, Journey Through Utopia (London: Routle­ge and Kegan Paul, n. d. ), 54,

16. Ronald Fraser, Blood of Spain (New York: Pantheom Books, 1979), 66

17. For a fairly omplete discussion of this mixwed precapitalist economy, see my book, The Rise of Urbanization and Decline of Citi­zenship (San Francisco: Sierra Club Books, 1987).

18. Karl Marx, The eighteenth Brumaire of Louis Napoleon, Col­lected Works, Vol. 11 (New York: International Publishers, 1979), 103.

19. Karl Marx, Grundrisse (New York: random House, 1973), 103-110 20. Ibid.

21. Jean Jacques Rousseau, The Social Contracc (New York: Modern Library, 1950), 94

Хостинг от uCoz